Метательный планер «Мечта» (мастер –класс по изготовлению Разработал А. Д. Шуряков педагог доп. образования Оформление Л.В.Руленко педагог -организатор МБОУ ДОД «ЦДТТ» города Канска
Материалы: - Потолочная плитка без рельефа толщиной 3-4 мм - Рейка сечением 4х4 мм длиной 280 мм (оконный штапик) - Клей ПВА -Инструменты: - Нож канцелярский - Ручка гелевая - Линейка - Наждачная бумага - Иголки 5-7 штук - Пластилин для груза Шаблоны Используем приготовленные шаблоны: крыло, стабилизатор (половина), пилон и киль. (Чертеж прилагается)
1.Прежде всего по шаблону на потолочной плитке необходимо обвести контуры будущих деталей планера. 2.Будьте внимательны при обводке крыла и стабилизатора: необходимо предусмотреть место для второй половины крыла и стабилизатора 3. Обводить лучше гелевой ручкой, чтобы не раскрошить плитку
4. Чтобы крылья были симметричными, нужно разместить шаблон так, чтобы край шаблона и середина плоскости крыльев совпали 5. Постарайтесь не сместить шаблон, когда обводите контур 6. Четко прочертите середину крыла прямой линией 7. При обводе старайтесь не нажимать сильно, чтобы не повредить структуру потолочной плитки
8. Теперь возьмите канцелярский нож. Ножницами пользоваться не рекомендуется, заминаются и разрушаются края 9. Для того, чтобы линия разреза была ровнее, можно положить металлическую линейку и разрезать прямо по линии
10. Когда вырезается закругление, можно использовать лекало. В случае отсутствия лекала, потренируйтесь на кусочках потолочной плитки в проведении ровной линии 11.Для того чтобы линия разреза была ровнее, можно положить металлическую линейку и разрезать прямо по линии
12. Для удобства можно переложить потолочную плитку и продолжить вырезание деталей 13. Внимательно посмотрите на линию разреза и прорежьте «не пропилы», иначе при вынимании детали может произойти разрушение
14. Аккуратно отделите деталь от основы. Не торопитесь, делайте аккуратно. 15. При обнаружении неразрезанного контура, проведите по нему канцелярским ножом
16.Посмотрите полученную деталь, нет ли трещин, сколов. 17. Аналогично изготовьте другие детали: стабилизатор, киль, пилон
18. Вот детали нашего будущего планера 19. Пока края деталей неровные. Необходимо обработать их наждачной бумагой 20. Для удобства работы и получения равномерного слоя желательно наклеить наждачную бумагу на брусок крыло стабилизатор киль пилон
21. Положите деталь крыла, чтобы оно выходило за край рабочего стола буквально на миллиметр. 22. Прижмите рукой деталь, чтобы она не двигалась, когда вы будете скруглять и зачищать края крыла 23. Делайте это аккуратно, - скругление улучшает летные характеристики
24. Лопасть крыла должна быть более тонкой, поэтому необходимо ее равномерно шлифовать, пока она не станет равной 3 мм 25. Помните, что крыло в профиль имеет вид не прямоугольника, а вытянутого треугольника, то есть к заднему краю лопасти становится тоньше, сходит «на нет» для улучшения обтекаемости
25. Возьмите уже зачищенный пилон и намажьте нижнюю кромку клеем ПВА 26. В соответствии с инструкцией на тюбике с клеем, покройте и место на рейке для приклеивания пилона. 27. Аналогично поступите с килем. Помните, что используем только клей ПВА
28. Прижмите пилон и киль к рейке по разметке 29. Положите фюзеляж – рейку с пилоном и килем на бок и прижмите грузами, чтобы они хорошо приклеились и не отошли
30. Положите крыло на рабочий стол. 31. По линии центра необходимо сделать неглубокий, 0,5 мм пропил гранью трехгранного напильника 32. СОВЕТ: потренируйтесь делать пропил на кусочках, оставшихся после вырезки деталей
33. Пропил можно делать также и пилочкой. Делайте его осторожно 34. Пропил необходим для того, чтобы поднять крылья под углом. Это называется «угол V»
35. Для получения угла V нужно положить линейку по центральной линии, прижать ее одной рукой и другой рукой поднимать внешний край вверх, прижимая середину крыла 36. СОВЕТ: потренируйтесь на обрезках 37. Помните, что расстояние между горизонтальной плоскостью и внешней гранью крыла 15 мм
38. Промажьте сторону пропила клеем, - чтобы избежать разлома крыла 39. Если разлом произошел – промажьте сильнее – это крыло еще можно использовать 40. Зачистите наждаком внешнюю грань сгиба – место склейки крыла и пилона
41. Прижмите крыло к пилону намазанными клеем гранями, воткните булавки для закрепления детали до высыхания 42. Приклейте стабилизатор к рейке с нижней стороны рейки
43. Прижмите грузом и оставьте до полного высыхания 44. После высыхания иголки нужно убрать
Балансировка модели Для балансировки модели и нужного положения центра тяжести носовую часть крыла необходимо загрузить пластилином. Добившись равновесия модели на середине крыла, приступаем к запуску. Запускают модель опустив нос модели вниз плавным толчком.
Если модель начинает резко взмывать вверх, а потом падать носом (кабрирование), это устраняют добавкой груза. Если модель опускает нос (пикирует), то груз необходимо убрать. ПОМНИТЕ: эту операцию по регулировке необходимо производить тщательно, небольшими порциями груза. Запускать модель желательно на улице в безветренную погоду или в спортзале, так как хорошо отрегулированная модель пролетает метров.
Метание модели. Метают модель, наклонив крыло влево или вправо, создав вираж на взлете под углом градусов вверх. Модель должна плавно набирать высоту и перейти в движение планирования. Модель можно раскрасить маркерами или фломастерами. Нельзя использовать краски (разъедают и утяжеляют конструкцию). Метательный планер «Мечта» готов!
Приложение1. Чертеж метательного планера «Мечта»
Мастер – класс закончился! Спасибо за внимание