1 Образование для устойчивого развития в рамках ЭкоФорума НПО РК 27 августа 2012 г.
2 Национальные и международные приоритеты в образовании и устойчивом развитии В Казахстане сегодня сложилась уникально благоприятная ситуация, когда приоритеты международной и национальной образовательной политики и политики в области устойчивого развития – полностью совпадают
3 Национальные процессы УР В стране уже многое сделано для интеграции принципов УР в различные сектора: Создан Совет по УР Республики Казахстан В «Концепцию перехода Республики Казахстан к УР на годы» включено понятие «Образование для устойчивого развития» (ОУР) В Экологическом Кодексе отражены изменения, связанными с ОУР В проект закона «Об образовании» сделаны предложения по ОУР
4 Международные приоритеты ОУР На ВСУР в Йоханнесбурге в 2002 г. ОУР провозглашено приоритетом глобальной экологической политики С 2005 по 2014 гг. мировое сообщество проводит Декаду ООН по ОУР В рамках процесса ЕЭК ООН «Окружающая среда для Европы» в 2005 г. принята Стратегия ЕЭК ООН по ОУР Общая цель Стратегии по ОУР - включение ОУР в свои системы формального образования и в неформальное образование
5 Основные цели Стратегии ЕЭК ООН по ОУР: Разработка механизмов политики, нормативно- правовой базы - как основы для развития ОУР Развитие ОУР в рамках формального и неформального обучения и просвещения Повышение квалификации работников сектора образования по ОУР Обеспечение доступности средств обучения и учебно-методических материалов для ОУР Содействие научным исследованиям по ОУР Усиление сотрудничества по ОУР на всех уровнях в рамках региона ЕЭК ООН
6 Этапы реализации Стратегии ОУР: 1 этап (до 2007 года) – странам следует принять национальные планы реализации Стратегии. Результаты представлены на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» в 2007 году в Белграде 2 этап (до 2010 года) - реализация Стратегии в странах должна продвинуться вперед. Обзор хода осуществления своих государственных стратегий 3 этап (до 2015 года) - странам следует добиться существенного прогресса в осуществлении ОУР
7 Ключевые темы УР – в систему образования: Изучение мира, этика и психологияИзучение мира, этика и психология Биологическое и ландшафтное разнообразиеБиологическое и ландшафтное разнообразие Охрана окружающей среды (изменение климата, управление отходами и т.д.)Охрана окружающей среды (изменение климата, управление отходами и т.д.) Примеры производства и потребленияПримеры производства и потребления Гражданство, демократия и управлениеГражданство, демократия и управление Управление природными ресурсамиУправление природными ресурсами Права человекаПрава человека Здоровье личности и семьи, экологическое здоровьеЗдоровье личности и семьи, экологическое здоровье Борьба с бедностью, культурное разнообразиеБорьба с бедностью, культурное разнообразие Экономика, сельское/городское развитиеЭкономика, сельское/городское развитие
8 Основные принципы ОУР: Совершенствование начального образования Переориентация образования в направлении УР Повышение информированности общественности Повышение профессиональной подготовки Системное, критическое, творческое мышление Личностно-ориентированное обучение Традиционные знания – составная часть ОУР Процесс на протяжении всей жизни Образование детей имеет особое значение Включение в образовательные программы УР Равновесие между глобальными и местными приоритетами
9 Развитие ОУР в Казахстане: ОУР не является абсолютно новой концепцией в Казахстане Понятие ОУР в гг. внедреноПонятие ОУР в гг. внедрено в некоторые законодательные и стратегические документы страны Сегодня важно, что начат процесс внедрения элементов УР в образовательную систему Казахстана – учебные программы, планы, госстандарты образования и курсы повышения квалификации, а также в работу с населениемСегодня важно, что начат процесс внедрения элементов УР в образовательную систему Казахстана – учебные программы, планы, госстандарты образования и курсы повышения квалификации, а также в работу с населением
10 Развитие ОУР в Казахстане: Стратегия направлена не на коренные изменения в национальных системах образования, а на включение тем ОУР в существующие системы формального образования стран ЕЭК ООНСтратегия направлена не на коренные изменения в национальных системах образования, а на включение тем ОУР в существующие системы формального образования стран ЕЭК ООН Идеи и элементы УР, интегрированные в систему образования, позволяют решить задачу повышения качества образованияИдеи и элементы УР, интегрированные в систему образования, позволяют решить задачу повышения качества образования Это способствует достижению цели/задач, сформулированных в Государственной Программе развития образования Республики Казахстан на годыЭто способствует достижению цели/задач, сформулированных в Государственной Программе развития образования Республики Казахстан на годы
11 На основе целей Стратегии ЕЭК ООН сформулированы следующие задачи развития ОУР: 1. Обеспечение нормативно-правовой основы для развития ОУР (законы, стратегии, планы) 2. Продвижение принципов УР в систему образования как условие повышения качества образования (госстандарты, программы) 3. Интеграция национальных духовно- нравственных ценностей и традиций в ОУР 4. Развитие компетентности по ОУР педагогов и других специалистов, занимающихся образованием и просвещением
12 Задачи развития ОУР в Казахстане: 5. Обеспечение организаций, занимающихся образованием и просвещением, учебно- методическими материалами по ОУР 6. Создание условий для проведения научных исследований по ОУР и пилотных проектов по развитию ОУР (пилот в Павлодаре) 7. Развитие сотрудничества в области ОУР на: Международном, региональном, национальном, областном и местных уровняхМеждународном, региональном, национальном, областном и местных уровнях МежведомственномМежведомственном МежсекторальномМежсекторальном
13 Примеры результатов проектов в рамках развития ОУР в Казахстане
14
16 Примеры результатов проектов в рамках развития ОУР в Казахстане Создана сеть более 150 школ по экообразованию и ОУРСоздана сеть более 150 школ по экообразованию и ОУР Сеть Экологического Образования (ЭО) активно функционирует и развивается в Казахстане;Сеть Экологического Образования (ЭО) активно функционирует и развивается в Казахстане; Предложения и рекомендации Сети Экообразования обсуждаются и лоббируются в местных органах власти и в МОН и МООС РК.Предложения и рекомендации Сети Экообразования обсуждаются и лоббируются в местных органах власти и в МОН и МООС РК. Члены сети Экообразования проводят совместные мероприятия с местными департаментами экологии, Образования, РЭЦ ЦА, и др.Члены сети Экообразования проводят совместные мероприятия с местными департаментами экологии, Образования, РЭЦ ЦА, и др.
17 Благодарю за внимание!