СОСТАВЛЕНО К СЕМИНАРУ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АВГУСТ, 2012) МАКАРОВА О.В., МЕТОДИСТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» Как составить рабочую программу?
Для его составляется рабочая программа? 1. Обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования. 2. Обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с ФГОС. 3. Повышение профессионального мастерства педагогов.
Цитата из ФГОС НОО Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2)общую характеристику учебного предмета, курса; 3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6)содержание учебного предмета, курса; 7)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Иерархия документов 1. На федеральном уровне - ФГОС и Примерная программа по предмету. Отсюда берете общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, общую характеристику учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета и личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (для последнего еще авторская программа нужна), т.е. пункты 1, 2, 3, 4, 5.
Иерархия документов 2. На уровне учебного курса - авторская программа курса Например, авторская программа курса математика Н.Б.Истоминой - в ней показано, какие в рамках конкретного курса используются методические принципы, как планируется весь курс. Отсюда берете содержание учебного предмета и курса и тематическое планирование, то есть пункты 6 и 7 программы по ФГОС.
Иерархия документов 3. На уровне школы - календарно-тематическое планирование и рабочая программа. Почему на уровне школы? Потому что именно учитель лучше всех знает какие в классе дети Сколько часов на какую тему им реально потребуется, Какие условия могут повлиять на работу (наличие или отсутствие необходимого оборудования, климатические условия, режим работы школы, особенности класса). И авторская, и примерная программа - это только опоры, на основании которых мы свои планы строим. В стандарте впервые сказано, что должно в программу курса вообще входить, так что добавляются еще обязательные элементы из-за стандарта.
Титульный лист (на основании локального акта школы) Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом; Наименование: «Рабочая программа учебного предмета (название учебного предмета в «») для 2-4 классов; Грифы «Утверждена» (приказом директора школы), «Согласовано» (завучем по УВР), «Рассмотрена и рекомендована к утверждению» (органом самоуправления с указанием названия в соответствии с уставом), даты, номера протоколов; Указание принадлежности к ступени образования (начальное общее образование); Срок реализации программы (как правило, 4 учебных года); Указание оснований, на которых составлена программа (ФГОС, авторские предметные программы); ФИО педагога, составившего данную рабочую программу;
Пояснительная записка Цели и задачи; Нормативные документы на основании которых разрабатывается программа; Сведения о программах, на которые полагаетесь; Обоснование выбора авторской (примерной) программы; Информация о внесённых изменениях в основополагающую программу их обоснование; Определение места и роли учебного предмета в овладении учениками требований к уровню подготовки выпускников (по ФГОС); Расчёт учебного времени (кол-во часов); Формы организации образовательного процесса; Применяемые технологии обучения; Виды и формы контроля (согласно уставу и/или локальному акту школы); Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебной ступени в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой ОУ.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) определяются на окончание каждого учебного года, ступени образования в соответствии с ФГОС ООП ОУ
По каждой учебной теме указываются Наименование раздела, темы; Содержание учебного материала (дидактические единицы); Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с ФГОС и ООП НОО; Перечень мероприятий (контрольных, самостоятельных и проверочных, практических работ, экскурсий и т.п.)
Рекомендации для начала работы по РП Учесть, как будет отражена в планировании основная идея стандарта – развитие учебной самостоятельности младших школьников и освоение ими УУД; За основу ТП взять планирование, предложенное в «Примерных программах начального образования». В предложенном образце выделить материал, изучаемый в 1 классе, при необходимости дополнить разделы «Характеристика деятельности учащихся» (курсивом); Внести в КТП раздел УУД, конкретизируя в нём место и время выполнения требований плана из раздела «Характеристика деятельности учащихся» + Учительское творчество, приумноженное на сдержанность и хорошее настроение!