ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Гоменюк Лариса Владимировна, Попова Ольга Викторовна.
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕС- КАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕС- КАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися; обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.
Аспекты педагогического общения Педагогическое творчество в процессе общения с учащимися Общение с детьми в процессе педагогического творчества
Профессионально – педагогическое общение – это система (приёмы и навыки) органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых.
Таким образом, педагогическое общение – особый вид творчества, находит своё выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнёра по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Позиция педагога – это система интеллектуально – оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
Стили руководства по Курту Левину (1938 год) Авторитарный стиль общения педагог единолично решает все вопросы, учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается Попустительский стиль общения педагог минимально включается в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты Демократический стиль общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел, взаимоприятии и взаимоориентации
Тема 1. «Психологические основы педагогического общения» Стиль общения по школе в %
гуманитарные Естественно-математические обществоведческие начальныеэстетические В %
Ролевые позиции в педагогическом общении
Три состояния человека по теории Э.Берна 1) Родительское состояние «Я», которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Оно обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочерёдное рассмотрение возможностей поведения 2) Взрослое состояние «Я» способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений 3) Детское состояние «Я» «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определённой степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в % I – Ребенок (с этой позиции «играется» роль молодого специалиста, артиста, зятя. II– Взрослый (с этой позиции «играется» роль соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену. III – Родитель (с этой позиции «играется» роль отца, старшей сестры, педагога, начальника Сочетание трех «Я» в поведении
Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания Инстанция «Я»Типичные способы поведения, высказывания РодительЗаботливый родитель Утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем». Критический родитель Грозит, критикует, приказывает: «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!» ВзрослыйСобирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?», «Эту проблему мы решим в группе». РебенокСпонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое поведение: «Это дурацкое письмо у меня на столе уже третий раз», «Вы это сделали просто замечательно!» Приспосаблива ющийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам поведение: «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности». Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение: «Я этого делать не буду!»
1)Отношение педагога к учащемуся как «родитель - дитя». Родитель Дитя «Ты – тупой!», «Ты – трус!», «Ты – безответственный человек!», «Негодяй!» и т. п.
2) Отношение педагога к учащемуся как «родитель - взрослый». Родитель Взрослый Обращение к подростку, как к взрослому
3) Отношение педагога к учащемуся как «взрослый - родитель». Взрослый Родитель «Я прошу тебя, потому что ты – не забудешь».
4) Отношение педагога к учащемуся как «взрослый - взрослый». Взрослый Правило 3 «П»: понимание, приятие, признание
Спасибо за внимание