О БРАТИМ ВНИМАНИЕ НА … 4 февраля 2010
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
«Е СЛИ Я ПРИНИМАЮ РЕБЕНКА, ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО Я НЕ ДОЛЖНА НИКОГДА НА НЕГО СЕРДИТЬСЯ ?» Схема «Я-высказывания» 1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»). 2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»). 3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
В Ы ЗОВЕТЕ ДОЧЬ ОБЕДАТЬ. О НА ОТВЕЧАЕТ : «С ЕЙЧАС » И ПРОДОЛЖАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ДЕЛАМИ. В Ы НАЧИНАЕТЕ СЕРДИТЬСЯ. 1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!» 2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же». 3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».
У ВАС ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР С ДРУГОМ. Р ЕБЕНОК ТО И ДЕЛО ЕГО ПРЕРЫВАЕТ. 1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают». 2. «Не мешай!» 3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»
В Ы ПРИХОДИТЕ ДОМОЙ УСТАЛАЯ. У СЫНА ДРУЗЬЯ, МУЗЫКА, ВЕСЕЛЬЕ. В Ы ИСПЫТЫВАЕТЕ СМЕШАННОЕ ЧУВСТВО ОБИДЫ И РАЗДРАЖЕНИЯ. 1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?» 2. «Уберите за собой посуду». 3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
Если ребёнок не просит помощи, то своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. «Если я принимаю своего ребёнка, должен ли я оказывать ему помощь во всех его делах?»
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Постепенно, но неукоснительно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Пример таблицы «сам – вместе», которую составила мама с своей одиннадцатилетней дочкой. сама Вместе с мамой 1. встаю и собираюсь в школу 1. иногда делаем математику, мама объясняет 2. решаю, когда сесть за уроки 2. решаем, когда можно пригласить к нам друзей 3. перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет. 3. делим купленные игрушки или конфеты 4. решаю, когда мне мыться 4. иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться 5. выбираю, с кем дружить 5. решаем, что будем делать в воскресенье. 6. разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших
У РОВНИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Ребёнок - помощник Нужно напоминание и контроль Задание выполняется самостоятельно 1 2 3
Н АДО ПОМНИТЬ Что не стоит требовать от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
О СНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА В : Уважении Самоуважении Познании Любви Внимании Независимости Самоопределении Развитии Ласке Успехе Самоуважении Реализация собственного потенциала Самосовершенствовании Свободе Понимании
Б АЗИСНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ РЕБЕНКА : Я – хороший Я – любим Я – могу Я – есмь
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому – то нужен и близок; чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
О БНИМАТЬ НЕ МЕНЕЕ 4 – Х РАЗ В ДЕНЬ Делиться своими чувствами
П ОСЛЕ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА : «А НДРЕЙ, ТЫ ЛУЧШИЙ ВРАТАРЬ ШКОЛЫ !» Алеша играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Молодец!» «Маша, ты отлично все убрала: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». «Ты у нас такой славный! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»
Как ты это сделал? Научи меня делать это… Ты невероятный! Это действительно приятно! Мне нравится как ты это делаешь. Продолжай также хорошо работать. Как ты себя чувствуешь? -Это твое большое достижение. Ты действительно заслуживаешь внимания! -Я очень благодарна тебе…! Это умно. Какая аккуратная работа! - Это интересная точка зрения. Ты действительно превзошел себя. Очень творчески.-Теперь ты многого достиг. Правильно мыслишь.Ты на правильном пути. -Это очень хорошее наблюдение.-Это хорошая мысль. Хорошо работаешь.-Я ценю то, что сделал. -Я думаю, другие тоже хотели бы посмотреть. -Надо же! Неужели это ты сам? -Это будет великолепно. - Спасибо за участие!
В АШЕ ПРАВО, ВАШ ВЫБОР И ВАШЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ИЛИ НЕ ПРИНИМАТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ! С УВАЖЕНИЕМ ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Б АЛАБАНОВА Е.А.