Актуальные вызовы системы профессионального образования Комиссия по профессиональному образованию
Актуальные вызовы Отсутствие связи системы профессионального образования и стратегических приоритетов развития России Профессиональная дезориентация выпускников учреждений общего образования Несоответствие структуры образования реалиям современной экономики России Вхождение страны в демографическую яму 2
3 Рождаемость и выпуск школ в Российской Федерации - 43% -54% Пик демографического спада на рынке труда: Для рабочих – 2015 – 2018 года Для специалистов – 2017 – 2020 года
Сравнение популярных и приоритетных направлений подготовки высшего профессионального образования Приоритетные специальности и направления подготовки (утвержденные Д.А. Медведевым): Здравоохранение Информационная безопасность Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и материалообработка Авиационная и ракетно-космическая техника Оружие и системы вооружения Морская техника Транспортные средства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника Химическая и биотехнологии Строительство и архитектура Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды Наиболее популярные специальности и направления подготовки (по объему приема): Экономика и управление* Гуманитарные науки* Образование и педагогика* Культура и искусство* Здравоохранение Строительство и архитектура Сельское и рыбное хозяйство* Информатика и вычислительная техника Транспортные средства Металлургия, машиностроение и материалообработка ! * - не входят в перечень приоритетных специальностей и направлений подготовки 4
5 Результаты исследования мотивации выбора специальности и трудоустройства молодежи (2010 год) Влияние мотивации при выборе специальности Источник: Данные социологического исследования ЦЭССИ, 2010 год
6 «Разруха не в клозетах, а в головах…» Проф. Ф.Ф. Преображенский, «Собачье сердце», М.А. Булгаков Исследование HR-барьеров развития российской экономики (ВЦИОМ, 2010 год) Цель исследования – проанализировать барьеры в управлении человеческими ресурсами, способные повлиять на развитие экономики страны. Целевая аудитория: Представители ТОР-менеджмента компаний, руководители и их заместители HR-директора, руководители отделов по работе с персоналом Респонденты являются представителями списка ТОР-1000 российских компаний. Не менее 50% из TOP-400. Численность штатного персонала более 70% компаний-участников опроса – от 1000 человек и более. Отраслевое распределение: Нефтяная отрасль – 16%; Энергетика и ЖКХ – 16%; Банки и страхование – 16%; Машиностроение (включая Авиастроительную отрасль) – 16%; Металлургия – 16%; Химия и нефтехимия – 16%; Предприятия инновационной отрасли (Роснанотех, Ростехнологии) – 4%. География исследования: Москва, Санкт-Петербург и другие города России в зависимости от расположения компаний- участников опроса.
Наиболее востребованный тип персонала Нехватка какого персонала является критичной для Вашей компании? в % от всех опрошенных, респондент мог дать несколько вариантов ответа Источник: Данные социологического исследования ВЦИОМ, 2010 год 7
Какие, по Вашему мнению, проблемы в сфере управления человеческими ресурсами придется решать Вашей компании в ближайшие три года?, в % от всех опрошенных, респондент мог дать несколько вариантов ответа HR-проблемы компании в ближайшее время 8 Источник: Данные социологического исследования ВЦИОМ, 2010 год
Считаете ли Вы, что демографический спад начала 1990-х годов в России может в ближайшие годы отразиться на деятельности Вашей компании – привести к дефициту квалифицированных специалистов?, в % от всех опрошенных, один вариант ответа Перспектива дефицита специалистов в компании 9 Источник: Данные социологического исследования ВЦИОМ, 2010 год
10 Отсутствие связи системы профессионального образования и стратегических приоритетов развития России Профессиональная дезориентация выпускников учреждений общего образования Несоответствие структуры образования реалиям современной экономики России Вхождение страны в демографическую яму Поиск решений Долгосрочное планирование (15-20 лет), основанное на моделировании и прогнозе Выработка государством механизмов снижения дисбаланса трудовых ресурсов Изменение структуры профессиональной подготовки (география, специальности и уровни образования) Создание независимых центров сертификации с привлечением работодателей Стимулирование трудовой мобильности, разумная миграционная политика Формирование государством промышленной политики и стратегии развития науки Формирование открытых источников информации о востребованных специальностях и средних заработных платах (выход заработных плат из тени)
11 Проекты создания и развития Системы прогнозирования баланса трудовых ресурсов Система прогнозирования баланса трудовых ресурсов основана на динамических моделях, обеспечивающих построение прогноза потребности в рабочей силе, а также поиск и анализ возможных способов достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда Создание Системы прогнозирования Апробация Системы Доработка и совершенствование Системы Федеральный и отраслевой разрезы Пермский край, Забайкальский край Другие регионы Санкт-Петербург ПрофПрогноз 83 субъекта РФ
12 Система прогнозирования как инструмент стратегического планирования Трудоустройство выпускников не по специальности Безработица среди выпускников Острая нехватка квалифицированных кадров
13 Процессы формирования баланса трудовых ресурсов Результаты Ожидаемая потребность в трудовых ресурсах Ожидаемая численность трудовых ресурсов Дисбаланс трудовых ресурсов Варианты снижения дисбаланса Контрольные цифры приема Валовой региональный продукт Безработица
14 Система прогнозирования Численность школьников и интенсивность миграции
15 Оптимизация Ключевые показатели при сохранении существующих тенденций УГС – укрупненные группы специальностей и направлений подготовки
16 Оптимизация Ключевые показатели после оптимизации УГС – укрупненные группы специальностей и направлений подготовки
17 Оптимизация Ключевые показатели после оптимизации по приоритетным специальностям УГС – укрупненные группы специальностей и направлений подготовки
18 Инвестиции Ключевые показатели при исходной динамике инвестиций
19 Инвестиции Скорректированная динамика инвестиций ВЭД– вид экономической деятельности
20 Инвестиции Ключевые показатели при скорректированной динамике инвестиций ВЭД – вид экономической деятельности УГС – укрупненные группы специальностей и направлений подготовки
21 Система прогнозирования Динамика безработицы, динамика расхождения между планируемым и фактическим ВРП исходя из кадровой обеспеченности региона
Актуальные вызовы системы профессионального образования Комиссия по профессиональному образованию