О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Число умерших от самоубийств (тыс.человек) по данным Российских статистических ежегодников.
Advertisements

1 Охрана материнства и детства в свете приоритетных правительственных программ Директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
20 февраля ая научная конференция "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА" А. Пишняк Влияние новых мер социальной поддержки материнства и детства.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
1 Меры по созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, снижению масштабов.
1 О демографической ситуации в Кировской области.
Социальные риски в современной России Евгений Юрьев – председатель Общественного совета Центрального федерального округа, сопредседатель ООО «Деловая Россия»
Демографическая политика без демографической науки Демографическая политика без демографической науки А.Г. Вишневский Центр демографии и экологии человека.
«О ходе реализации областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области» на годы»
Демографическая ситуация в Республике Коми Изменение численности населения.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
Руководитель департамента здравоохранения Новгородской области Михайлова Галина Васильевна Об исполнении указов Президента Российской Федерации от 07 мая.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В 1 ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министр Т.Ю. Быковская.
Общественные слушания в муниципальных образованиях Сахалинской области параметрам проекта бюджета Сахалинской области на годы г. Южно-Сахалинск.
Численность и структура граждан, старше трудоспособного возраста В Российской Федерации 29,3 млн. человек старше трудоспособного возраста. Доля пожилых.
Положение детей в нашей стране за последние годы.
Департамент образования ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Сущность и содержание демографической политики Прогнозирование и стратегическое планирование социального развития общества.
Транксрипт:

О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 Основные характеристики демографической ситуации Начиная с 1993 года в Российской Федерации регистрируется сокращение численности населения. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 года составила 142,7 млн. человек, что на 735,5 тыс. человек, или на 0,51% меньше, чем на 1 января 2005 года. За годы численность населения сократилась на 5,8 млн. человек или на 4%. К 2016 году численность населения может сократиться до 137,5 млн. человек (на 5,2 млн. человек по сравнению с 2005 годом).

3 Главные особенности сложившейся демографической ситуации в России Низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения, ухудшение репродуктивного здоровья населения. Высокая смертность, особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте в результате несчастных случаев, отравлений и травм. Уменьшение миграционного прироста.

4

5 Рождаемость Для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен составлять 2,14. В Российской Федерации он составляет существенно меньшую величину - 1,34). В 2005 году в Российской Федерации родилось 1,46 млн. детей (10,2 на 1000 населения), что на 210 тыс. детей (на 20%) больше, чем в 1999 году. Причины роста числа родившихся: благоприятные изменения в структуре населения в репродуктивном возрасте; изменение репродуктивных установок населения или их более полная реализация; рост числа заключенных браков.

6 Подобная ситуация наблюдалась в РСФСР в конце 70-х годов, когда на фоне сложившейся благоприятной половозрастной структуры стало наблюдаться некоторое повышение рождаемости. В 1981 году был принят комплекс мер, направленных на государственную поддержку и укрепление семьи с детьми во всех аспектах ее жизнедеятельности. Были введены отпуска по уходу за ребенком, установлена система пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, приняты специальные меры по обеспечению молодых семей жильем, доступными детскими дошкольными учреждениями. В результате проведенных мероприятий суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной) в РСФСР повысился на 0,3 пункта (с 1,89 в 1980 году до 2,19 в 1987 году). За годы государство получило дополнительно не менее 1,5 млн. родившихся.

7 Динамика числа родившихся в России (тыс.чел.)

8 Родившиеся живыми (на 1000 населения) в отдельных странах мира

9 Суммарный коэффициент рождаемости с 1980 по 2004 годы

10 Суммарный коэффициент рождаемости в отдельных странах мира

11 Смертность населения С 1999 года общий показатель смертности начал расти, и составил в 2005 году 16,1 умерших на 1000 населения. В 2005 году отмечено дальнейшее ухудшение показателей смертности населения. По сравнению с 2004 годом число умерших увеличилось на 7,7 тыс. человек. Ситуацию со смертностью во многом определяет динамика умерших в трудоспособном возрасте в 2005 году они составили в общем числе умерших более 30 процентов. В 2005 году смертность от случайных отравлений алкоголем составила 35,9 тыс. человек, из которых больше половины лица в трудоспособном возрасте. В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 40 тыс. человек, более четверти погибших в авариях составили люди в наиболее активном трудоспособном возрасте (26-40 лет).

12 Динамика смертности в России (тыс.чел.)

13 Умершие (на 1000 населения) в отдельных странах мира

14 Материнская и младенческая смертность Показатель материнской смертности в последние годы постоянно снижается. В 2004 году он составил 23,4 на родившихся живыми. Показатель младенческой смертности снизился с 13,3 на 1000 родившихся живыми в 2002 году до 11,0 на 1000 родившихся живыми в 2005 году. Вместе с тем показатель младенческой смертности в России существенно выше, чем в развитых странах.

15 Умершие в возрасте до 1 года (на 1000 населения) в отдельных странах мира

16 Миграция населения Влияние миграционных процессов на формирование численности населения Российской Федерации постоянно уменьшается. Показатель миграционного прироста в 2005 году составил 107,4 тыс. человек. Роль миграции в изменении численности населения России практически полностью исчерпана. Существующие параметры миграционного пророста могут компенсировать численные потери населения только на 12,7 процентов.

17 Международная миграция (тыс.чел.)

18 Основные направления деятельности в области регулирования демографических процессов определены в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года 1270-р. В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 17 марта 2005 года Концепция дорабатывается. Цель Концепции уточнена с учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2005 и 2006 годов. Основные направления действий конкретизируются с учетом реализации приоритетных национальных проектов и действующих федеральных целевых программ. Также подготавливается план первоочередных действий по выправлению демографической ситуации в стране.

19 Демографические предпосылки для увеличения рождаемости в среднесрочной перспективе По данным статистики 80% рождений приходится на возраст лет. К 2010 году численность данной возрастной группы составит 35,1 млн. человек, что на 1,7 млн. человек больше, чем в 2005 году.

20 Задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года Повышение рождаемости путем разработки программы стимулирования рождаемости, направленной на поддержку молодых семей, женщин, принимающих решение родить и воспитать ребенка. Снижение смертности от заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения. Эффективная миграционная политика, направленная на привлечение из-за рубежа соотечественников и стимулирование притока квалифицированных мигрантов.

21 Задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, в части повышения рождаемости и поддержки семьи Усиление материальной поддержки женщины во время отпуска по уходу за детьми. Обеспечение возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения и возвращения матери к активной трудовой деятельности. Предоставление женщинам, родившим второго ребенка, первичного базового материнского капитала в размере 250 тыс. рублей. Увеличение стоимости родового сертификата и развитие учреждений родовспоможения. Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот.

22 Усиление материальной поддержки женщины во время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет Работающие женщины при рождении ребенка получают пособие в размере 40% заработка: - при рождении первого ребенка не менее 1500 руб. и не более 5000 руб.; - при рождении второго и последующих детей не менее 3000 руб. и не более руб. Учащиеся дневных профессиональных учебных заведений и неработающие женщины: - при рождении первого ребенка получают пособие в размере 1500 руб.; - при рождении второго и последующих детей рублей.

23 Устройство детей в детские дошкольные учреждения Очередь по устройству детей в детские дошкольные учреждения за последние 4 года возросла в 4 раза (с 238 тыс. в 2000 г. до 914 тыс. в 2005 г.). За годы стоимость услуг детских дошкольных учреждений возросла на 68%.

24 Введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание Семьям, имеющим одного ребенка, предоставляются компенсационные выплаты на сумму равную 20% размера платы, взимаемой с родителей, за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (детского сада). Семьям, имеющим двух детей, предоставляются компенсационные выплаты на сумму равную 50% размера платы, взимаемой с родителей, за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (детского сада). Семьям, имеющим трех и более детей, предоставляются компенсационные выплаты на сумму равную 70% размера платы, взимаемой с родителей, за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (детского сада).

25 Предоставление первичного базового материнского капитала При рождении второго ребенка предусматривается открытие на имя женщины целевого расчетного счета с направлением на него суммы в размере 250 тыс. рублей. Средства со счета могут использоваться при достижении ребенком возраста 3-х лет: - на приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования; - на образование детей (после достижения ребенком возраста 18 лет); - на накопительную часть пенсии женщины. Накопленные средства позволят обеспечить приобретение примерно 18 кв. метров жилой площади, или обучение 2-х детей в высших учебных заведениях, или увеличение размера пенсионных выплат женщине после выхода на пенсию не менее чем на 25%.

26 Увеличение стоимости родового сертификата с 7 до 10 тысяч рублей. Стоимость родового сертификата в женской консультации увеличивается на 1 тысячу рублей (с 2 до 3 тысяч рублей). Дополнительные средства направляются на обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими препаратами. Стоимость родового сертификата в родильном доме увеличивается на 1 тысячу рублей (с 5 до 6 тысяч рублей). Дополнительные средства используются на поощрение персонала родильного дома с учетом объема и качества оказания медицинских услуг, а также мнения пациента. Еще 1 тысяча рублей направляется в детские поликлиники по месту жительства ребенка и выплачивается не ранее чем через 6 месяцев после родов с учетом состояния здоровья новорожденного.

27 Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот Основные задачи: Обеспечение сохранения ребенка в семье. Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью. Сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Реструктуризация интернатных учреждений с целью создания в них благоприятных условий для содержания, воспитания, образования и развития детей. Улучшение состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

28 Диспансеризация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Предусматривается провести диспансеризацию 200 тыс. детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах- интернатах, приютах и др.) Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи детям в стационарных учреждениях всех ведомств. По итогам диспансеризации будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Дети, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, будут внесены в лист ожидания для формирования государственного заказа.

29 Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью Около 750 тысяч детей являются сиротами или оставшимися без попечения родителей. В интернатных учреждениях воспитывается около 200 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ставится задача сократить число детей-сирот, находящихся в интернатных учреждениях. Предусматривается: Установление единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 руб. с финансированием его выплаты из федеральных источников. Установление федеральных минимальных нормативов: - по содержанию ребенка-сироты в семьях опекунов и приемных семьях – в размере 4000 руб. в месяц; - по оплате труда приемного родителя – в размере 2500 руб. в месяц.

30 Эффективность предлагаемых мер ГодыЧисло рождений, тыс.человекСуммарный коэффициент рождаемости По прогнозу Росстата По прогнозным оценкам с учетом предлагаемых мер приростПо прогнозу Росстата По прогнозным оценкам сучетом предлагаемых мер ,51619,1126,61,321, ,61658,3134,71,341, ,71696,5141,81,371, ,51731,3149,81,401, ,71762,6157,91,421, ,91792,1169,21,451, ,71815,9171,21,481, ,61831,4184,81,501, ,41848,0203,61,511,68

31 Снижение смертности от заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения Снижение смертности от сердечно-сосудистых, онкологических и иных социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ/СПИД и др.) через реализацию национального проекта в сфере здравоохранения и федеральных целевых программ. Сокращение смертности от управляемых причин и, в первую очередь, от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий (в результате ДТП ежегодно погибают около 40 тыс. человек).

32 Мероприятия по сокращению смертности вследствие ДТП Проведение разъяснительной работы среди населения по профилактике ДТП. Обучение само- и взаимопомощи при ДТП водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Повышение качества проведения предрейсовых медицинских осмотров и жесткий контроль за их проведением. Использование страховых взносов ОСАГО на профилактические мероприятия. Определение зон ответственности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи лицам пострадавшим в результате ДТП, независимо от административно-территориального деления. Создание мобильных бригад для оказания специализированной медицинской помощи на базе ЦМК. Использование вертолетов МЧС для доставки пострадавших. Дополнительная подготовка врачей (прежде всего хирургов, травматологов, анестезиологов) по вопросам оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Подготовка врачей и фельдшеров станций (отделений) СМП по вопросам оказания медицинской и врачебной помощи пострадавшим. Подготовка по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП медицинского персонала ФАПов и амбулаторий, которые расположены вблизи автодорог.

33 В области миграции основные усилия должны быть направлены на привлечение соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также трудящихся-иммигрантов на условиях временной трудовой деятельности. Необходимо дальнейшее совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части либерализации порядка получения гражданства Российской Федерации и привлечения иностранных работников. Следует привлекать квалифицированных иностранных специалистов, прежде всего выпускников российских вузов из государств- участников СНГ и стран Балтии, на постоянное место жительства и для трудовой деятельности.

34 Демографические процессы достаточно инертны и их невозможно решить за 3-5 лет. В связи с этим наряду с первоочередными мероприятиями по улучшению демографической ситуации, необходимо разработать и осуществить меры долгосрочного характера, направленные на полную реализацию и изменение репродуктивных установок населения, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, формирование жизнесохранительного поведения и повышение ответственности населения за свое здоровье.

35 Реализация намеченных задач требует совершенствования подходов к информационному обеспечению. Необходимо иметь возможность оперативной оценки результатов предпринимаемых действий с тем, чтобы своевременно корректировать направления действий. Необходимо совершенствовать систему показателей статистического учета, развивать статистику населения, вводить новые программы обследования, дающие полные характеристики состояния населения, перспектив демографических процессов.