Электронная бизнес-модель развития этнотуризма. Н.Р. Маслова – к.т.н., директор Центра технологий информационного общества Югорского государственного университета
Блок-схема электронной бизнес-модели развития этнотуризма Менеджмент Финансово- экономическое обеспечение Правовое обеспечение Дестинация, инфраструктура, материально- техническое обеспечение, логистика Языки, культура и традиции коренных народов Севера Традиционная хозяйственная деятельность География, природно- климатические условия. Флора и фауна Югры География, природно- климатические условия. Флора и фауна Югры Этноэкологический туризм 2 2 Население и домохозяйства Технологии информационного общества Деловой туризм
МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭТНОТУРИЗМА
4 4 Формирование НПА по 3 уровням: 1.Акты международных организаций и сообществ 2.Нормативно-правовые акты Российской Федерации 3.Нормативно-правовые акты Ханты- Мансийского автономного округа – Югры. Отдел Юридической клиники ЮГУ по оказанию юридической помощи коренным народам Севера по всему спектру вопросов Правовое обеспечение Правовое обеспечение Нормативно-правовые акты в областях: По вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Развития туризма и туристской деятельности Развития малого и среднего предпринимательства
Нормативно-правовые акты в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера 1. Международный уровень 2. Российское законодательство 3. Закон-во АО Декларация ООН «О правах коренных народов», Второе Международное десятилетие коренных народов мира (2005–2014 годы) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г.) ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ ФЗ «О едином перечне коренных малочисленных народов РФ» Целевая программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры» в годах Постановление Правительства ХМАО от 27 мая 2011 г. 183-п «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 5 5
Нормативно-правовые акты в сфере туризма и туристской деятельности ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на годы». ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ГОСТ Р «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» от 9 июля 1998 г. N 286. Дата введения ГОСТ Р «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2008 года 129-оз "О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на годы" 1. Международный уровень 2. Российское законодательство 3. Закон-во АО Хартия туризма и кодекс туриста. Одобрены резолюцией 1-й сессии Генеральной Ассамблеи всемирной туристской организации. София (Болгария), 22 сентября 1985 г. 6 6
Нормативно-правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2007 г. N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". ЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на годы и на период до 2015 года» Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1. Российское законодательство 2. Законодательство автономного округа 7 7
Менеджмент Финансово- экономическое обеспечение Дестинации, инфраструктура, материально- техническое обеспечение, логистика Организационно методическое обеспечение формирования условий для развития этнотуризма: Разработка механизмов реализации законов Программы и планы по их реализации Создание условий для формирования и развития этностойбищ Подготовка и переподготовка кадров в сфере этнотуризма 8 8
9 9 1.Технология разработки и реализация туристского продукта 2.Формирование туров 3.Планирование, учет и калькулирование себестоимости туристского продукта 4.Определение факторов риска при формировании турпродукта этнографической направленности. 5.Порядок предоставления клиенту информации о готовом туристском продукте 6.Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в реализации туристского продукта этнографической направленности Направления разработки УМК Менеджмент
10 1.Выбор организационно-правовой формы деятельности предприятия 2.Ведение бухгалтерского учета и аудита 3.Разработка состава и структуры основного и оборотного капитала предприятия 4.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости 5.Оценка эффективности функционирования предприятия 6.Использование теории риск- менеджмента в разработке программ профилактики рисков предприятий этнотуризма Направления разработки УМК Финансово- экономическое обеспечение
11 Туристская дестинация как продукт ( это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности широкой группы туристов). Развитие туристской дестинации Маркетинг и брэндинг туристской дестинации Югра как туристская дестинация Этнотуристские дестинации Югры Направления разработки УМК Дестинации, инфраструктура, материально- техническое обеспечение, логистика
12 1.Этногенез и этническая история 2.Материальная культура 3.Духовная культура 4.Социальная организация 5.Игры, игрушки, состязания 6.Народное декоративно- прикладное искусство 7.Орнамент 8.Словари и др. Языки, культура и традиции коренных народов Югры
Традиционная хозяйственная деятельность 1.Оленеводство (Олень основа жизни народов Севера) 2.Охота (Охотничьи угодья. Красная книга. Запреты. Способы охоты.) 3.Рыболовство (Способы добычи рыбы. Годовой календарь рыболова) 4.Собирательство (Ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения, переработка дикоросов) 5.Одежда (Традиционные способы изготовления одежды) 13
14 1.Млекопитающие 2.Птицы 3.Рыбы 4.Насекомые и др. Фауна Югры
15 1.Деревья 2.Кустарники 3.Травы 4.Мхи и лишайники 5.Ягоды 6.Грибы и др. Флора Югры
16 Отношения «Человек-Природа» в традиционной культуре коренных народов Севера. Этноэкологический туризм. Водные, земельные, лесные ресурсы Югры Этноэкологический туризм. Водные, земельные, лесные ресурсы Югры 1.Реки 2.Озера 3.Ручьи 4.Протоки 5.Болота
Разработка единого общедоступного информационного ресурса в сети Интернет. Формирование базы данных готовых и создание новых учебных программ, методических рекомендаций для формирования знаний, навыков и компетенций, организация и проведение на их основе обучающих курсов, тренингов и т.п. по всем модулям бизнес-модели с использованием передвижных лабораторий и др. оргструктур. Организация обмена опытом, ресурсами, знаниями и компетенциями участников проекта. Организация прохождения учебной, производственной и преддипломной практики студентов ЮГУ на базе национальных общин, туристских компаний Югры, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по этнографической тематике. 17 Ожидаемые результаты проекта: ПрактикаОбразованиеНаука Проект
Контактная информация: ФГОУ ВПО «Югорский государственный университет» Сайт: Центр технологий информационного общества ЮГУ г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.16, главный корпус ЮГУ, каб. 507 Тел.: 8 (3467) Кафедра информационного права и электронного государства ЮГУ г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.16, корп. 6, каб. 229 Тел.: 8 (3467) Благодарю за внимание! 18