1 Развитие познавательной активности учащихся: теория и технология
2 Познавательная активность – Характеристика процесса обучения? Качество учащегося? Формируется: целенаправленно или стихийно? учителем или учеником? на отдельном этапе или постоянно? Процесс или результат образовательной деятельности? ПА - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности
3 Виды познавательной активности учащихся Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой ) Уровень включенности учащегося в образовательный процесс Творческая деятельность Творческое осмысление Творческая включенность Поисково- исполнительская деятельность ИнтерпретацияИсполнительская включенность Репродуктивно- подражательная деятельность ВоспроизведениеСитуативная включенность Нулевая включенность
4 Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) Познавательная активность: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сама задача может ставится учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен
5 Стадийность познавательного процесса (по Т.И. Шамовой) Познавательная активность ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Основу составляет процесс понимания, запоминания и воспроизведения знания, а также овладение способами его применения по образцу
6 Уровень включенности учащегося в образовательный процесс ТВОРЧЕСКАЯ включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения СИТУАТИВНАЯ включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением НУЛЕВАЯ включенность: учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога Уровень включенности Творческаявключенность Исполнительскаявключенность Ситуативнаявключенность Нулеваявключенность
7 Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к « пренебрегаемым ». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются « эмоциональные поглаживания » : обращаться к ученику только по имени; не скупиться на похвалу и одобрение; сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий; при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку; акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – « Если вы не будете выполнять мои требования, то я... », без приказов – « Прекратить шум! » и т.д. Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня включенности
8 Тактика занятий учителя с учениками ситуативного уровня включенности Тактика педагога в учебном процессе с этими учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия : педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.; центрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: « Трудно ли для тебя это задание? », « В чем трудность? », « С чего начнешь? », « Как себя проверишь? », « Для чего нужны такие уроки? », « Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке? » ; создание « легальных подсказок » ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п.
9 Тактика занятий с учащимися исполнительского уровня включенности Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала этих учащихся: Ориентация и построение субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе; Опора на проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации; Организация ситуация « обмена ролями » для данных учащихся: « эксперт », « режиссер », « мудрец », « хранитель знаний » и т.д.; Развитие поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)
10 Тактика занятий с учащимися творческого уровня включенности предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; воздерживаться от оценок; учить замечать противоречия; помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения); настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации; преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь; доверяться догадке, интуиции; привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для « умственной разминки » ; убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок; воспринимать новшества и изменения, не противиться им; показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности; развивать потребность в учении и самообразовании …
11 Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок осуществляется в « мозаичной » структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока. « Ролевой » урок: ведущая роль в учебной деятельности передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность с целью взаимообучения. Урок с « комплексной » структурой: происходит совмещение всех предложенных вариантов.
12 Главным критерием технологии развития познавательной активности учащихся должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.
13 Список литературы к теме Богоявленский Д. Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969.Т.2. Кабанова-Меллер Е.Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения. Структура познавательной деятельности. Владимир, Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, Менчинская Н.А. Приемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Мн: Нар. асвета, Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.