Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций обучающихся
Проблемы Сформировать у учащихся информационную компетентность. Научить не просто запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике. Сформировать коммуникативную компетентность. Изменить отношение между учителем и учениками.
Цели современного образования Развитие у учащихся самостоятельности и способности к реорганизации. Развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству. Толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Формирование высокого уровня правовой культуры.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации.
Метод проекта Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, Джон Дьюи - основоположник метода( ), американский философ-идеалист
Основы теории Джона Дьюи Ребёнок в своём развитии повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребёнок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения.
Условия успешности Проблематизация учебного материала. Активность ребёнка. Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Методические приёмы Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение. Сталкивает противоречия в практической деятельности. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Предлагает рассмотреть явление с различных позиций. Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы. Ставит конкретные вопросы. Ставит проблемные задачи.
Сознательность усвоения учебного материала Владение многозначностью. Умение сжимать и обобщать информацию. Умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного. Умение находить ведущие принципы любого явления.
Последователи Дж. Дьюи за рубежом Профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Кильпатрик
В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России
Слово Проект (от лат. projects) в буквальном переводе - брошенный вперед Слово « проектирование » происходит от слова « проект » и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату.
Определение проекта «Проект – метод, предполагающий определённую совокупность учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» (Е.С.Полат).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ По основным сферам деятельности – технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. По составу и структуре – монопроект, мультипроект, мегапроект. По длительности – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По характеру предметной области – инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Учебный проект Проблема проекта « Почему?» Актуальность ( это важно для меня проблемы – лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание ( мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» Постановка задач ( для этого мы делаем) Методы и способы«Как?» Выбор способов и ( мы это можем делать) методов планирования Результат «Что получится?» Ожидаемый (как решение проблемы) результат
Этапы осуществления проекта 1 этап – погружение в проект. - тема; - проблема; - цели и задачи.
2 этап Организация деятельности 1. Организация групп, определение целей и задач каждой группы. 2. Планирование работы. 3. Коллективное моделирование. 4. Выбор оптимального варианта модели и принятие решения по её выбору.
3 этап Осуществление деятельности 1. Выбор необходимых действий. 2. Сбор, систематизация полученных данных. 3. Корректировка материала. 4. Сама деятельность.
4 этап Презентация Анализ выполнения. Выяснение причин неудач (если они есть). Презентация. Оценивание результатов коллективом. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в … ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: Рефлексивные умения Поисковые (исследовательские) умения Навыки оценочной самостоятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские умения и навыки Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ПРОЕКТНОГО МЕТОДА переоценка результата проекта и недооценка его процесса превращение проекта в реферат обеспечение содержательного единства тем реализации воспитательных задач
Контрольная работа Охарактеризовать роль педагогической технологии (по выбору) в контексте формирования функционально грамотной личности младшего школьника.