Российское образование в контексте международных индикаторов Cеминар-презентация, 2 апреля 2010 г Анна Фатеева
Коэффициент охвата населения образованием Наивысший уровень охвата образованием населения всех возрастных групп достигается у стран с высокоразвитой экономикой По показателю охвата образованием летних детей Россия занимает 3-е место с конца. Это объясняется тем, что обязательным в России является толь- ко школьное образование которое начи- нается позже, чем в большинстве стран Наибольшие различия между странами зафиксированы на ступени дошкольного образования Значение к-та охвата дошкольным образованием 3- 4-летних детей в России ниже медианы своей группы и усту- пает значению развитых стран более чем на треть А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
В России образование детей в возрасте 5 и 6 лет является проблемной зоной В России образование детей в возрасте 5 и 6 лет является проблемной зоной Индикаторы «всеобщности» образования Начальный возраст, в котором более 90% населения учится Количество лет, в течение которых учится более 90% населения Группа I414 Группа II612 Россия711 Группа III79 В странах с поздним началом школьного образования, ему предшествует развитая система предшкольной подготовки В большинстве стран обязательное образование детей начинается с 5-ти лет А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Ожидаемая продолжительность обучения В России средняя ожидаемая продолжитель- ность обучения в целом соответствует уровню ее экономического развития, хотя и отстает от усредненного показателя по своей группе. От развитых стран мы отстаем более чем на 2 года А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Ожидаемая продолжительность по уровням образования и формам обучения Доля неочных форм в ожи- даемой продолжительности обучения в России превышает усредненное значение по другим странам более чем в 3 раза Россия входит в тройку лидеров по продолжительности третич- ного образования, при этом имеет самое короткое начальное и среднее образование из всех 48 рассматриваемых стран А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Переходные характеристики Третичное образование Третичное образование 48% 57% Третичное образование 62% 61% 20 лет 19 лет 18 лет 17 лет РОССИЯ Третичное образование Среднее образование 35% 30% Среднее образование 61% 86% 20 лет 19 лет 18 лет 17 лет Страны мира А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Переходные характеристики - выводы На момент поступления на уровень третичного образования абитуриенты из России и других стран имеют несопоставимы й накопленный багаж знаний, умений и жиз- ненного опыта Большинство пос- тупающих в уч- реждения третич- ного образования в России не гото- вы к выбору бу- дущей профессии из-за своего мо- лодого возраста. Это является од- ной из причин от- каза от работы по полученной спе- циальности Text В России значительная часть молодежи в лет уже переходят на уровень третичного образования, в то время как сверстники российских студентов за рубежом в большинстве своем еще продолжают обучение в учреж- дениях среднего образования А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Иностранные студенты в третичном образовании Имеют место существенные различия между более и ме- нее богатыми странами по величине образовательного «экспорта». Среднее значе- ние по II группе стран меньше показателей развитых стран в 7 раз Показатели России уступа- ют большинству стран своей группы, что отчасти объяс- няется стремительным ростом приема и охвата населения третичным об- разованием внутри страны Из года в год Россия утрачи- вает свои позиции на рынке образовательных услуг, в т.ч. и среди стран «ближнего» зарубежья А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
«Импорт» образования Если раньше наша молодежь уезжала учиться главным образом в ведущие мировые университетские центры, то сегодня она все чаще поступает в вузы стран, не являющихся признанными мировыми авторитетами в области третичного образования А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Средний размер классов в школе Существует некоторая зависимость между размером класса и уровнем экономического развития страны. По крайней мере, наибольшее количество учеников в классе (более 35 человек) наблюдается именно в странах с невысоким уровнем подушевого ВВП В России средний размер класса, как в начальной, так и в средней школе, является одним из самых маленьких Маленький размер классов в России нельзя объяснить только большой тер- риторией и высокой долей сельского населения. В странах, схожей с нашей по подобным характеристи-кам, наполняемость классов в целом соответствует общемировому уровню А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Совокупная аудиторная нагрузка школьников Годовая аудиторная нагрузка российских школьников, особенно младших возрастов, существенно ниже общемировых показателей В России установлена едва ли не самая короткая в мире продолжительность учебного года. Учебный год, короче российского, существует только в Египте, Тунисе и Ирландии (из 55 рассматриваемых стран) А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов
Структура учебного плана Существенное превышение среднемировых норм по доле учебного времени, которое посвящается отдельным предметам, не обеспечивает соразмерно высокого качества образования, что подтверждают результаты международного исследования качества образования А.В. ФатееваНП "МАМСО" Российское образование в контексте международных индикаторов