Новое качество образования: возможности и перспективы
Новое качество образования: возможности и перспективы Сколько возможностей вы унесли И невозможностей – сколько?... Марина Цветаева
Новое качество образования: возможности и перспективы Возможности и перспективы школы Возможности и перспективы учителя Возможности и перспективы ученика Возможности и перспективы семьи Возможности и перспективы народа Возможности и перспективы нации Учитель и ученик в диалектике связей Что – цель, а что – средство? Какова иерархия целей? Кто их ставит?
Возможности и перспективы сквозь призму целеполагания Постановка цели: ответ на вызов (внешний вызов и/или внутреннее призвание) Цель всегда субъектна (даже если она коллективная) Объективная цель образования – развитие человеческого потенциала (предмет педагогической деятельности) Субъективная цель образования – сознательное развитие человеком собственных способностей к эффективному применению этого потенциала (капитализация полученного образования – предмет ученической деятельности ) Задача: соединить эти цели в совместной деятельности
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 1 уровень рамочных /«политических»/ задач: миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей; организация специальных сред и пространств для социализации (в том числе в «открытом социуме») превращение школы в средство социально-культурного развития «вмещающего пространства» (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.)
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 2 Уровень «внутренних» задач: Уклад школы: каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат (социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса)
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 3 Уровень аттестации учителей: Чем аттестация отличается от конкурса «учитель года»? Возможна ли объективная аттестация вне контекста «родной» ОП?
Насколько совпадает то, что нами оценивается, с тем, что мы действительно ценим в наших детях?
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт)
Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях
Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).
7-8 лет. Вершина креативности, подавляемой впоследствии «традиционным» школьным обучением. Пассивный словарь – до слов, активный – около Начало развития логического (и связанного с ним критического) мышления. Чтобы активно владеть к 18 годам слов, ребенок должен осваивать ежегодно 5000 слов, в день – 13. (Для справки: в Большом словаре русского языка – , английского – около 1,5 млн). (Из книги «Дети и языки», Екатерина Протасова, д.п.н., Хельсинкский университет, Финляндия
«Шаг за горизонт» Складывание неформального референтного (экспертного) родительского сообщества на основе тщательного обсуждения «пространства социализации и аккультурации» детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса; Параллельно – начало строительства интегрированного детско-родительско- учительского (не только начальных классов) сообщества, объединенного общими целями и интересами; структуризация этого сообщества по задачам и направлениям
Возможная структура ОП ОУ (для начальной школы) 1. Миссия ОУ (в контексте вызовов среды) 2. Социокультурный прогресс младших школьников: -сохранение и укрепление здоровья; -овладение языками (родным, русским, иностранным) в контексте) освоение и популяризация родного и мирового культурно-исторического наследия и достояния; -общественно-полезная деятельность в ОУ и социуме (акции -укрепление дружбы (совместные праздники, дни рождения), развитие солидарности и взаимопомощи; -культуро- и природоохранная деятельность (акции); -индивидуальные достижения в конкретных направлениях деятельности (в т.ч. в личных увлечениях); -коллективная социокультурная деятельность (театр, оркестр, спортивная команда, сайт, газета, музей, конкурсы и др.)
Ключевая роль детско-взрослых сообществ
Особо драматичный момент: диалог с «константами» собственной культурной традиции – роль образования в решении проблем «цивилизационной модернизации»
Управляющий совет и ОП ОУ ООП ОУ как гражданский договор с обществом о качестве образования юного поколения; роль управляющего совета в создании ООП ОУ и оценке результативности и эффективности его реализации ООП ОУ как проект развития человеческого капитала ООП ОУ как программа социализации учащихся и роль управляющего совета в организации и осуществлении этого процесса роль участия управляющего совета в согласовании распределения стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ на повышение качества образования ежегодный публичный доклад ОУ как механизм влияния общества на развитие качества образования
Благодарю за внимание!