о применении компетентностного подхода при проектировании ООП вуза Юрий Геннадиевич ТАТУР 16 марта 2010 года МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Э.Баумана
Образовательный процесс это - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» Образовательный процесс это - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» ФЗ РФ « ОБ образовании» Образовательный процесс-объект проектирования Структурно-функциональная модель образовательного процесса
Подход, акцентированный на результатах образования, выраженных в форме компетенций и предполагающий активное влияния этой формы на содержание и осуществление образовательного процесса Компетентностный подход к образовательному процессу ( К-подход) Компетентностный подход к образовательному процессу Обобщенная характеристика личности, определяющая проявленную им способность использовать весь свой потенциал (знания, умения,опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области Компетенция Компетенция = (Знание + Умение)× Отношение Компетентность = (Компетенция 1+Компетенция Компетенция n) + С где n n –число компетенций,входящих в данную компетентность, С С- результат синергетического эффекта. когда целое может обладать свойствами не присущими ни одному из его частей
Дескриптор «Сложность деятельности ( характер умений)» Специалист соответствующего уровня должен уметь решать Извлечения из Национальной рамки квалификаций РФ -методологические, исследовательские задачи(9,8) - задачи развития, предполагающие разработку инновационных методов(7) разработку инновационных методов(7) - технологические задачи, предполагающие выбор и многообразие способов решения(6) выбор и многообразие способов решения(6) - практические задачи, предполагающие выбор методов в изменяющейся ситуации(5) методов в изменяющейся ситуации(5) - практические задачи, требующие выбора методов в предсказуемой изменяющейся ситуации(4) методов в предсказуемой изменяющейся ситуации(4) - типовые задачи, требующие выбора методов из известных( 2,3) методов из известных( 2,3) - стандартные задачи в известной ситуации( 1 )
Уровни усвоения содержания фрагмента ( модуля) ОПП Номер Уровня НаименованиеДифференциация Знания умения 1УченическийИмеет представление (различает объекты классифицирует) Умеет решать стандартные задачи « с помощью» 2РепродуктивныйЗнает (воспроизводит, понимает ) Умеет решать типовые задачи, выбирать методы из известных 3ПродуктивныйЗнает и анализирует знания Умеет решать не стандартные задачи. требующие трансформации методов 4Исследовательск ий Анализирует знания с системных позиций, оценивает границы их применения Способен решать исследовательские задачи, требующие инновационных подходов и методов
Балльная шкала Балльная шкала уровня развитости гностического и функционального компонентов с учетом качества усвоения учебного материала на данном уровне Уровень усвоения (номер) Качество усвоения (оценка) Развитость компонента (баллы) Развитость потенциала компетенции = балл за развитость гностического компонента + балл за развитость функционального компонента Мин РПК= 2 Максимум РПК=24
Задание Задайте уровень развитости потенциала компетенций в области научной деятельности (в баллах по каждой компоненте) БакалаврБакалавр МагистрМагистр 2.2 В « Рекомендациях» предлагается включить в состав общекультурных компетенций бакалавров любых направлений подготовки компетенцию с индексом «ОК-9» - «использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и явления» Пусть уровень усвоения содержания программного модуля. формирующего данную компетенцию В ОПП задан для: Бакалавра техники и технологии– репродуктивный (2) Бакалавра техники и технологии– репродуктивный (2) Бакалавра по гуманитарному направлению– продуктивный (3) Бакалавра по гуманитарному направлению– продуктивный (3) Если на ИГА они соответственно продемонстрировали : «технарь» ( 5+4 = 9 баллов) «гуманитарий» (7+5 =12 баллов) Вопрос. У кого из выпускников будет сертифицирована эта компетенция ?
Цели ОП должны: Установления целей при реализации К- подхода соответствовать существу и назначению этого процесса, раскрывать их системно соответствовать существу и назначению этого процесса, раскрывать их системно различаться по обобщенности в зависимости от уровня иерархии системы образования, в которой рассматривается реализация этого процесса различаться по обобщенности в зависимости от уровня иерархии системы образования, в которой рассматривается реализация этого процесса указываться (описываться) определенно, не вызывать различных толкований и позволять при необходимости осуществлять диагностику их достижения указываться (описываться) определенно, не вызывать различных толкований и позволять при необходимости осуществлять диагностику их достижения Общие требования Цели ОП должны: Особые требования основываться на парадигме развития личности, исходить из модели жизнедеятельности специалиста, не ограничиваясь его профессиональной деятельностью основываться на парадигме развития личности, исходить из модели жизнедеятельности специалиста, не ограничиваясь его профессиональной деятельностью указываться в форме общекультурных и профессиональных компетенций указываться в форме общекультурных и профессиональных компетенций отдельно содержать цели воспитания отдельно содержать цели воспитания
Общекультурные, универсальные компетенции( формируемые у специалистов вне зависимости от из профессиональной деятельности): Состав компетенций личностные компетенции, к которым можно отнести владение основами наук о человеке, компетенции в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности, стремление к постоянному нравственному и физическому совершенствованию, способность постоянно учиться личностные компетенции, к которым можно отнести владение основами наук о человеке, компетенции в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности, стремление к постоянному нравственному и физическому совершенствованию, способность постоянно учиться компетенции, относящихся к социальному взаимодействию, базирующихся на принятии моральных и правовых норм, знании языка, этики поведения и кросскультурного общения, опыте взаимодействия с членами общества, умении работать в коллективе и решать коммуникативные задачи компетенции, относящихся к социальному взаимодействию, базирующихся на принятии моральных и правовых норм, знании языка, этики поведения и кросскультурного общения, опыте взаимодействия с членами общества, умении работать в коллективе и решать коммуникативные задачи общенаучные компетенции, опирающиеся на целостную систему знаний, умений и навыков человека, определяющих его представление о картине мира, способность и стремление познать его, умение жить в гармонии с миром, любить и охранять его общенаучные компетенции, опирающиеся на целостную систему знаний, умений и навыков человека, определяющих его представление о картине мира, способность и стремление познать его, умение жить в гармонии с миром, любить и охранять его компетенции относящиеся к видам деятельности специалиста зафиксированным в ФГОС ВПО и основанных на понимании выпускником назначения своей профессии, стремлении и способности осуществлять решение задач, которые определены квалификационной характеристикой специалиста соответствующего уровня компетенции относящиеся к видам деятельности специалиста зафиксированным в ФГОС ВПО и основанных на понимании выпускником назначения своей профессии, стремлении и способности осуществлять решение задач, которые определены квалификационной характеристикой специалиста соответствующего уровня Профессиональные компетенции умение жить умение жить вместе умение делать умение развиваться
Способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений Способен создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций Способен к работе в коллективе, в том числе и над междисциплинарными проектами Демонстрирует готовность к сотрудничеству, уважение к Другому. Способен осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным Способен в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам БАКАЛАВРМАГИСТР ОК-2.2Б1 ОК-2.3Б1,Б5 ОК-2.4 Б5, Б6 Способен к работе в многонациональном коллективе. в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами Свободно владеет письменной и устной речью на русском языке. Способен использовать профессионально- ориентированную риторику, владеет методами создания понятных текстов. Способен осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков. Свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи. Умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения., анализировать логику рассуждений и высказываний Владеет одним из иностранных языков ОК-2.1Б1 ОК - 2 Пример общекультурных компетенций
Такими особенностями являются: Особенности формирования и представления содержания ОП при реализации К- подхода 1. Необходимость структурирование содержания образовательной программы в более крупных дидактических единицах чем учебные дисциплины (например в программных модулях), связанных с определенными компетенциями 2. Целесообразность разработки специальных документов (планов сквозного формирования компетенций), в каждом из которых указываются все дисциплины или дисциплинарные модули, обеспечивающие условия для формирования в ходе всего обучения той или иной компетенции 3. Необходимость создания образовательной среды, в том числе плана вне учебных мероприятий, предоставляющих студенту дополнительные возможности для развития личностных качеств и формирования личностных компетенций 4. Возможность формирования дисциплинарных модулей, связанных с представлением результатов освоения дисциплины в компетентностном формате
Реализация К- подхода делает целесообразным следующие действия: Особенности отражение в учебно- методической документации организация и проведение ОП при К- подходе 1. Принять на ученом совете вуза специальное решение, определяющее необходимость максимального использование в учебном процессе квази- профессиональных и профессиональных ситуаций( Концепция контекстного обучения) 2. Обеспечить наличие в учебном плане (или программе УД ) достаточное количество учебных занятий формирующих способность студентов применять теоретические знания при решении профессиональных и социальных задач соответствующего уровня 3. Проектировать учебный план, имея в виду увеличить соотношение объема самостоятельной работы к общей трудоемкости освоения программы до для подготовки бакалавра и более 0.8 для подготовки магистров 4. Предложить всем преподавателям, с учетом их личных возможностей, указывать в программах учебных дисциплин задачу развития ( содействия саморазвитию) определенных личностных качеств студентов и социальных компетенций 5. Организовать в вузе постоянно действующий семинар по обобщению и распространению успешного опыта отдельных кафедр и педагогов по формирования компетенций
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ