Деловая игра «Проектирование программы информатизации образовательного учреждения» (подготовлена по материалам ХабаВики) Центр образовательных информационных технологий ПИППКРО 2007 г.
Шаг 1. Отвечаем на вопрос: «Что дает программа информатизации школе?» Задача: Задача: Придумать варианты мотивации администрации школ к неформальному написанию программ Формат результата: Формат результата: 3 вопроса директора (я не буду потому что…) 3 ответа директору (это Вам необходимо, потому что…) Отвечаем на вопрос: Отвечаем на вопрос: «Что дает программа информатизации школе?»
Общая схема программы информатизации школы Общая часть (анализ ситуации) анализ ситуациианализ ситуации Основные идеи, цели, задачи Основные идеи, цели, задачи Проект 1 Проект 2 Проект N Проект N
Структура программы (1) цель Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4Проект 4 Проект 3 Проект 2 Проект 1 Рез-т 1 Рез-т 4 РЕЗУЛЬТАТ
Структура программы (2) цель Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4Проект 4 Проект 3 Проект 2 Проект 1 РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ
Структура программы (3) цель Проект 4 Проект 3 Проект 2 Проект 1 РЕЗУЛЬТАТ ЗАДАЧА-ЭТАПЗАДАЧА-ЭТАП ЗАДАЧА-ЭТАПЗАДАЧА-ЭТАП ЗАДАЧА-ЭТАПЗАДАЧА-ЭТАП
Шаг 2. Анализируем ситуацию Задача Задача –Составить swot-матрицу для проекта программы информатизации школы для конкретной модели школы
SWOT анализ SWOT Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: ССила - strength, ССлабость -weakness, ВВозможности -opportunity УУгрозы -threat SWOT и именно на них и строиться SWOT анализ.
SWOT-анализ SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон учреждения, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT-анализ SWOT-анализ позволит выбрать оптимальный путь развития ОУ, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Процедура проведения SWOT-анализа матрицы сильные и слабые возможности и угрозы Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны учреждения и возможности и угрозы внешней среды. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития ОУ, а также какие проблемы необходимо срочно решить. SWOT анализ
Пример. Повышение квалификации в области ИКТ в нашей школе Сильные Есть компьютеры в кабинете информатики Есть желание учитьсяСлабые Большая нагрузка у педагогов Отсутствие дополнительного вознаграждения за использование ИКТ Перегруз кабинетов информатики Перегруз учителей информатики Возможности Можно подготовить тьюторов в ПИППКРО Можно нанять преподавателя со стороны Внешняя среда требует для аттестации ИКТ-компетентностиУгрозы Отсутствие дополнительного финансирования на такое повышение квалификации Изменение региональной политики в области образования Повышение квалификации педагога уведет его из школы
swot-матрица ВОЗМОЖНОСТИ 1.Можно подготовить тьюторов в ПИППКРО 2.Можно нанять преподавателя со стороны 3.Внешняя среда требует для аттестации ИКТ- компетентностиУГРОЗЫ 1.Отсутствие дополнительного финансирования на такое повышение квалификации 2.Изменение региональной политики в области образования 3.Повышение квалификации педагога уведет его из школы СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1.Есть компьютеры в кабинете информатики 2.Есть желание учиться 1. Как воспользоваться возможностями? 2. За счет чего можно снизить угрозы? СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1.Большая нагрузка у педагогов 2.Отсутствие дополнительного вознаграждения за использование ИКТ 3.Перегруз кабинетов информатики 4.Перегруз учителей информатики 3. Что может помешать воспользоваться возможностями? 4. Самые большие опасности для ОУ?
Шаг 3. Проектируем программу информатизации школы: основные идеи, цели, задачи Задача Задача –На основе составленной swot-матрицы анализа ситуации конкретной модели школы определить основные идеи, цели, задачи программы информатизации школы на ближайший учебный год цели, задачи программы
Формулирование целей SMART. Для постановки целей используется методика SMART. SMART Расшифровка SMART такова: цели должны быть Конкретными (Specific). Четкая формулировка того, чего мы должны добиться от школьников в ходе проектной деятельности. Измеримыми (Measurable). Возможно ли измерить то, чего мы хотим добиться? Знакомы ли мы нам методики измерения? Возможно ли измерить результат в рамках нашего проекта? Достижимыми (Achievable). Можно ли достичь того, что мы запланировали, с этим коллективом детей, при существующей материально-технической базе, за планируемое время? Насущными (Relevant). Интересно ли то, что мы задумали детям, актуально ли это в существующей ситуации в классе, школе, регионе, стране мире в целом? Определенными во времени (Timed). Представляем ли мы временные границы нашего проекта?
Формулирование целей Пример: «Долететь до Марса». «Долететь до Марса к 2010 году». «Долететь до Марса на космическом корабле Российского производства и высадиться на него, сделать это раньше других стран и не позже 2010 года».
Упражнение 1.Рассмотрите предложенную цель учебного проекта. 2.Отметьте в предлагаемой матрице наличие или отсутствие критериев «хорошей» цели. 3.Попытайтесь «улучшить», переформулировать цель проекта. ЦельSMART Научить применять основные формулы математической статистики для обработки больших объемов цифровой информации Новая формулировка: До конца проекта научить учащихся использовать элементарный аппарат математической статистики для анализа данных, вызывающих интерес у подростков (рейтинги автомобилей, стоимости обучения в вузах и т. д.)
Постановка задач исследования Конкретизировать, что планируется делать в ходе работы для достижения наших «хороших», «правильных» целей. Предыдущий пример. Задачи: 1.Изучить основные понятия математической статистики: генеральная совокупность, выборка, ее характеристики, способы графического отображения выборки. 2.Научиться применять формулы характеристик выборки для анализа статистических данных на примере данных о погоде, стоимости продуктов питания и т.д. 3.Произвести выборку статистических данных из газет, журналов и Интернет-сайтов по направлениям: «все об автомобилях» (цены, статистика угонов, стоимость запчастей, стоимость ремонта, данные о загрязнениях воздуха). 4.Научиться применять аппарат электронных таблиц для обработки статистических данных, построения разных типов диаграмм. 5.Провести анализ данных об автомобилях и на его основе представить аргументированный выбор «народного автомобиля» для разных категорий населения.
Шаг 4. Проектируем программу информатизации школы: проекты Задача Задача –Определить перечень проектов и основные мероприятия по реализации этих проектов, которые будут определять структуру и основные мероприятия программы информатизации для конкретной модели школыперечень проектов основные мероприятия
Пример. Повышение квалификации в области ИКТ в нашей школе Повышение квалификации в области ИКТ в нашей школе Обучение тьюторов в ПИППКРО Мотивация сотрудников к использованию ИКТ Организация курсовой подготовки в стенах школы и в ПИППКРО Подать заявку на курсы Спланировать замену отсутствующих учителей Выделение части директорско го фонда на доплату Победа на конкурсах разных уровней Расписание курсов в ПИППКРО Расписание кабинета информатики
Шаг 5. Прогнозируем результаты Задача Задача –Спрогнозируйте основные результаты, которые будут достигнуты в ходе реализации программы информатизации для конкретной модели школы.
Составляем план основных мероприятий Задача Задача план Составьте план основных мероприятий, предусмотренных в рамках реализации программы информатизации. Формат таблица Формат представления - таблица, отражающая основные мероприятия программы. МероприятияОтветственныеСроки 1.Оснащение компьютерами учебных кабинетов и рабочих мест административно- управленческого аппарата Директор2006 – 2007 гг. 2.Оформление электронной структуры методического кабинета (обобщение накопленного материала) Зам. директора по ИКТМарт 2007 г. Пример