К 180-летию Павла Михайловича Третьякова ( ) Основатель Третьяковской галереи
Биография Павел Третьяков родился 27 декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера любила музыку, и так же, как и её возлюбленный живо интересовалась искусством
Начало создания коллекции Павла Третьякова Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.
Программа Третьякова по созданию национальной галереи Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь. В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу. Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь. В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.
Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел уВ. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров.
Собрание Третьяковым древнерусской живописи В 90-ые годы 19 века Павел третьяков обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию Павла начинают пополнять иконы. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. Брат Третьякова Сергей – разделял его увлечения, и тоже собирал картины – правда, европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу. Так, Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы. В 90-ые годы 19 века Павел третьяков обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию Павла начинают пополнять иконы. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. Брат Третьякова Сергей – разделял его увлечения, и тоже собирал картины – правда, европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу. Так, Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы. Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры. Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.
Передача Третьяковым своей художественной галереи в дар Москве Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты. Все новые и новые поступления побудили владельца в гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 третья, в 1892 четвертая. Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты. Все новые и новые поступления побудили владельца в гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 третья, в 1892 четвертая.
На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек. В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек. В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». После того, как коллекция картин стала государственной, Павел Третьяков не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом, пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства. Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Павел помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше. Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с Умер Павел Михайлович Третьяков в конце 1898 года. Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». После того, как коллекция картин стала государственной, Павел Третьяков не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом, пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства. Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Павел помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше. Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с Умер Павел Михайлович Третьяков в конце 1898 года. Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.
Литература
А.П. Боткина Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве – М.: Искусство, с. Л. Анисов Третьяков – М.: ИнтерДиалект+; АМТ, – 337 с.
И.С. Ненарокомова Павел Третьяков и его галерея – М.: Арт-Родник, – 256 с. В.И.Антонова Государственная Третьяковская галлерея –М.: Советский художник, с.
Литературу используемую в данной работе вы можете найти по адресам: Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44, корп. пединститута, кабинет 227. ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 2. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44, корп. пединститута, кабинет 227. ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 2. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 71, корп. В, кабинет 100. ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 1 Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 71, корп. В, кабинет 100. ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 1