Система здравоохранения
Анализ биологических Функций Выявление патологич. синдромов Диагностика Лечение Мониторинг Оценка результатов лечения Оценка эффективности Методов лечения Оценка орг-методич. и экономической эффективности Оценка деятельности Отделений и всего ЛПУ Оценка эффективности Служб и Систем здравоохранения Анализ био-физиологических целостных и функциональных систем Оценка технических, организационных и социальных систем ЕДИНСТВО МЕДИЦИНСКОЙ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ СОБИРАЕТСЯ ОДНОКРАТНО И КОМПЬЮТЕРИЗИРУЕТСЯ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МНОГОКРАТНО В ЛЮБЫХ РЕЖИМАХ И ОТЧЕТАХ, ТЕЛЕДОСТУПНА, ХРАНИТСЯ ВЕЧНО И АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПОВТОРНО
Информационное обеспечение научного процесса (непрерывно во время всего цикла НИОКР) -Постоянный мониторинг фронта науки (динамическое «зеркало» и прогноз) -Информационная экспертиза идеи и плана НИОКР: Кто? Что? Где? Когда? Как?… сделал, делает, будет делать? -Сопровождение процесса: быстрый и адекватный ответ на любой возникающий вопрос -Информатика и телекоммуникации. Общение с учеными других городов, стран, поколений -Экспертная и практическая экспертиза научных результатов - Внесение корректив в планы дальнейших исследований и разработок
Узловые положения в спорах по информатизации здравоохранения: Все новые варианты разработок приборов (диагностических, исследовательских, лечебных и пр.) в сочетании с встроенными компьютерами. Преимущества выдачи результатов исследований в оцифрованном виде; Переход от единичных компьютеров к их объединению и построению локальных сетей (сеть – начало общения и работы); От понимания единства разных видов информации в научных и практических учреждениях здравоохранения к комплексной информатизации ЛПУ и ФМУ; Анализ информационных потребностей ученых и практических врачей и их удовлетворения при сочетании локальных сетей и телекоммуникаций (Интернет и корпоративные сети разных уровней). Анализ информационных потребностей пациентов, их близких и всего населения; Проблемы телекоммуникаций и концепции единого информационного пространства (на разных уровнях. Неумение общаться между собой профессионально через корпоративные сети); Проблемы информационной подготовки и переподготовки кадров (медицинских и других).
КМИУ РАМН МосТелемедСеть Регионы РФ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗДРАВИНФОРМ ПРОСТРАНСТВО
Минздрав РФ РАМН ФОМС Местные ЛПУ Поликлиники Пациенты Получает информацию сверху, снизу, извне и перерабатывает ее; Готовит информацию и передает ее наверх, вниз и во-вне; Производит и использует внутреннюю информацию для обеспечения своей работы ФМУ – участник ЕИП Зарубежные центры, Партнеры, Библиотеки, Базы данных Другие ФМУ
Гордиевы узлы информатизации ФМУ РАМН 1. Финансирование 2. Стандартизация 3. Техническая база (компьютеры, сети, телекоммуникации) 4. Перспективы Интернет и корпоративных сетей 5. Комплексная информатизация учреждений 6. Взаимопонимание и совместная работа врачей, инженеров, математиков и др. 7. Формирование электронной истории болезни, паспорта здоровья 8. Новые формы общения между врачами и пациентами 9. Единое информационное пространство.
Информационные потребности Минздрава РФ Заинтересован в получении информации: - Директивная информация Правительства, данные других ведомств - Государственная статистика - Международная информация (ВОЗ и др.) - Отчетная информация органов и учреждений здравоохранения; Заинтересован в передаче распространени и) информации - Приказы, распоряжения,циркуляры - Оперативные указания Нуждается в переработке внутренней информации Бухгалтерская отчетность, кадровые, административные, хозяйственные документы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАМН Получение информации: 1.Директивная информация. Документы Минздрава, РАН, Миннауки, других ведомств. Госстатистика; 2.Информация (литература, планы, анализы, контакты) о состоянии и прогнозах международного фронта биомедицинской и здравоохранной науки, других наук; 3.Материалы и предложения Научных советов и Проблемных комиссий; 4.Отчетная информация учреждений РАМН. Передача информации: 1.Планы, отчеты, заключения и рекомендации РАМН; 2.Оценки состояния и достижений науки; 3.Информация о проводимых мероприятиях. Переработка внутренней информации: Бухгалтерия и отчетность, кадры, административно- хозяйственные документы, другая информация)
Информационные потребности ФМУ (НИУ, центр) Получение информации: 1) Директивная информация. Госстатистика; 2) Информация (литература, планы, анализы, контакты) о состоянии и прогнозах международного фронта науки по изучаемым проблемам; 3) Материалы и предложения Научных советов и Проблемных комиссий. Передача (распространение) информации: 1) Плановая и отчетная информация в РАМН; 2) Публикации и доклады о научных результатах; 3) Информация в регионы о видах помощи (консультативной, специализированной, платной и др.); Переработка внутренней информации: Бухгалтерия и отчетность, кадры, административно- хозяйственные документы, другая информация)
Информационные потребности практического врача ) Получение информации: 1) Должностные обязанности и инструкции, адреса коллег и учреждений для получения консультаций и помощи; 2) Медицинская литература; 3) Информация о доступных лекарствах и методах диагностики и лечения. 4) Материалы для повышения квалификации на курсах, семинарах и медицинских конференциях. Передача информации: 1) Отчетная информация о проделанной работе; 2) Публикации и доклады о полученных результатах; Переработка внутренней информации: Административно-хозяйственные документы, текущая информация, записи, другая информация)
Формы и этапы информатизации ФМУ (ЛПУ) 1. Приобретение отдельных компьютеров 2. Создание локальных сетей 3. Подключение к Интернет и Создание корпоративных сетей и общих Интернет- порталов 5. Электронизация и последовательное объединение медицинской, социальной, организационной, финансовой и др. информации 6. Комплексная информатизация учреждений 7. Создание корпоративной сети телемедицины 8. Формирование электронной истории болезни, единого паспорта здоровья 9. Формирование Единого информационного пространства.
Единое информационное пространство призвано обеспечить: Использование всех форм и способов удовлетворения информационных потребностей всех участников; Обработку всех видов информации об объектах изучения и здравоохранного воздействия (организм человека, другие живые организмы в их взаимоотношениях с окружающей средой); Учет и использование всей информации, собираемой, изучаемой, производимой в НИУ, ЛПУ, других учреждениях; Учет и использование всей информации в системе здравоохранения (СОЗН и СВЗ) – в пределах учреждения, города, территории, страны, мира (особенно в науке); Рационализацию работы с информацией (сбора, обработки, анализа и передачи информации, быстродействия ЭВМ, улучшение качества информации, изящества ее обработки).
Узловые вопросы становления ЕИПЗ. 1. Слияние всех видов информации (мед-биол. и орг-фин- управл.) - Электронная история болезни – микрокарты. 2. Пирамида знаний и информации. Новые возможности хранения (БД) и многократного использования информации. - Обеспечение научного процесса. 3. Многоуровневое и многоканальное информационное обеспечение - на уровне ФМУ (Интернет и Телемедицина) - на уровне территории (ЕИП). 4. Технические вопросы: - оснащение (свое или зарубежное), - программное обеспечение (единое или разношерствное). - Протоколы и стандартизация. Каналы и режимы связи. 5. Организационное и финансовое обеспечение. 6. Этические, психологические и юридические вопросы.
Информатизация здравоохранения Великобритании Информационная стратегия национальной системы здравоохранения (1998 – 2005 гг.) 1.3. Для достижения этих целей стратегия предусматривает выполнение следующих обязательных условий: круглосуточный доступ в системе «он-лайн» к медицинским картам пациентов и информации о лучших образцах клинической практики для всех практикующих врачей НСЗ; пожизненное ведение электронных медицинских карт на каждого человека (персонифицированный электронный учет) в стране; полная преемственность и целостность медицинской помощи пациентам силами ВОП, стационаров, и местных служб за счет обмена информацией на информационном поле НСЗ; оперативное и удобное получение доступа к информации и медицинской помощи с помощью информационных служб «он-лайн» и телемедицины; эффективное использование ресурсов НСЗ за счет предоставления необходимой информации специалистам здравоохранения по планированию и управлению.
КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДО 2010 ГОДА. Москва г. … 5.1. Приоритеты в области социально-экономического развития …в сфере развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации инновационных целевых программ и проектов государственной значимости, финансируемых из средств федерального бюджета, развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, учета и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований, доступ к информации о результатах финансирования науки и инноваций из средств федерального бюджета; в сфере здравоохранения: повышение качества медицинской помощи на основе систем мониторинга состояния здоровья населения, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем учета и контроля их производства, ввоза и применения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрения технологий телемедицины; в сфере образования: повышение эффективности системы планирования, мониторинга и контроля объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных учреждений, повышение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников, повышение образовательного уровня специалистов в области информационных технологий; …
Корпоративная (телемедицинская) сеть РАМН - Комкор
Схема подключений в корпоративной телемедицинской сети РАМН
ТЕЛЕМЕДИЦИНА сочетание информационных и телекоммуникационных технологий для медицинской науки и практики - При системном подходе имеет в России лучшие перспективы, чем в других развитых и развивающихся странах - Особенно для воссоздания эшелонированной системы лечебно- профилактической помощи, развития и координации науки
Спасибо за внимание