Понятие высказывания Автор: Н.В. Степанова, МОУ «СОШ 37», г. Новокузнецк
Понятие высказывания Цель урока: сформировать понятие форм мышления.
В основе современной логики лежат учения, созданные ещё древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии.
Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания. АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский 384 – 322 до н. э.
!Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
! Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Пример прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
!Высказывание – это повествовательное предложение, о котором всегда можно сказать, истинно оно или ложно. Пример Истинное высказывание: «Буква «А» – гласная.» Ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века.»
! Суждение – это мысль, в которой что- то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простыми и сложными. Суждения рассматриваются не с точки зрения их смысла и содержания, а только с точки зрения их истинности или ложности. Пример Истинное: «Дважды два равно четырем.» Ложное: «Процессор предназначен для печати.» Сложное: «Весна наступила, и грачи прилетели.»
!Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение. Примерами умозаключений являются доказательства теорем в геометрии. Пример Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны.» Получить высказывание: «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. Пусть основанием треугольника является сторона с. Тогда а=b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основанием может быть любая другая сторона, например а. Тогда b=с. Следовательно а=b=с. Треугольник равносторонний.
Из данных предложений выберите те, которые являются высказываниями. 1)Коля спросил: «Который час?» 2)Как пройти в библиотеку? 3)Картины Пикассо слишком абстрактны. 4)Решение задачи – информационный процесс. 5)Число 2 является делителем числа 7 в некоторой системе счисления.
Из данных предложений выберите истинные. 1)Город Джакарта – столица Индонезии. 2)Решение задачи – информационный процесс. 3)Число 2 является делителем числа 7 в некоторой системе счисления. 4)Меню в программе – это список возможных вариантов. 5)Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера. 6)II + VI > VII. 7)Мышь – устройство ввода информации.
В приведенных предложениях вместо многоточия поставьте подходящие по смыслу слова (высказывания должны быть истинными): 1. Необходимо. 2. Достаточно. 3. Необходимо и достаточно. 1)Для того чтобы число делилось на 4, … чтобы оно было четным. 2)Чтобы число делилось на 3, … чтобы оно делилось на 9. 3)Чтобы четырехугольник был квадратом, … чтобы все его стороны были равны. 4)Для того чтобы число делилось на 10, … чтобы оно оканчивалось нулем. 5)Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, … чтобы хоть одно из них равнялось нулю
Список литературы: 1.Е.С. Кутугина «Арифметические и логические основы построения компьютера» 2.Е. В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина «Математические основы информатики». 3.О.Л. Соколова «Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс».
Спасибо за внимание!