Разработка численного метода оптимизации параметров взлётно-посадочной механизации крыльев перспективных самолётов на основе нестационарных осреднённых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инженерные системы 2004 Закрытое акционерное общество «АвиаСТЭП» основано в 1996 году. Основными направлениями деятельности компании являются проектно-конструкторские.
Advertisements

Наименование работы Исследования и разработки экспериментальной базы аэродинамики и прочности ЛА в части аппаратно- программных средств и используемого.
Особенности использования FlowVision в условиях КБ.
1 РАЗРАБОТКА МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ОТСЕКОВ И СИСТЕМ, РАСЧЁТНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Лаборатория нелинейных процессов в газовых средах МФТИ (FlowModellium Lab) Моделирование турбулентных пристенных течений В.А. Алексин, Ф.А. Максимов 17.
Развитие методов расчётно-экспериментального обеспечения проектирования, испытаний и производства композиционных и гибридных авиаконструкций.
Методы оценки времени отклика задач в двухъядерных системах реального времени СоискательГуцалов Н.В. Научный руководитель д.т.н., профессор Никифоров В.В.
Анализ и моделирование течений жидкостей и газов c использованием комплекса ANSYS CFX Описание архитектуры и процесса решения типовых задач посредством.
Литунов С. Н., д. т. н., проф. Тощакова Ю. Д., аспирант Омск, 2015 К ВОПРОСУ О ТЕЧЕНИИ ТИКСОТРОПНОЙ ЖИДКОСТИ В НЕСИММЕТРИЧНОМ ПОТОКЕ.
Почему летают самолёты? Работу выполнила ученица 9 класса БОУ НюМР ВО «Брусенская ООШ» Зуевская Юлия.
ОКБМ 1 28 января 2011г. ОАО «ОКБМ АФРИКАНТОВ» Директор ОАО «ОКБМ АФРИКАНТОВ» Зверев Дмитрий Леонидович Внедрение суперкомпьютерных технологий в новых проектах.
Применение программного комплекса FlowVision для решения задач внешней аэродинамики самолетов.
Autodesk ФОРУМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Москва, 22 и 23 сентября 2010 Повышение производительности расчетных задач в Autodesk Algor при использовании.
Динамическая модель накопителя тепловой энергии РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Объединенный институт высоких температур РАН Иванин О.А. Научный руководитель.
Анохина Елизавета Новосибирский Государственный Университет, Лаб. 7.1, Институт Теплофизики СО РАН Научный руководитель Шторк С. И.
Российская конференция пользователей систем MSC | октября 2006 г. | Москва Анализ долговечности тележки вагона метро с применением программных продуктов.
Разработка расчетной модели для исследования перемешивания потоков с различной концентрацией бора на модели реактора ВВЭР-1000 с использованием программного.
Быстрые методы проектирования ЛА на основе нейросетевых технологий В.В. Вышинский, Е.А. Дорофеев, Ю.Н. Свириденко МФТИ 4 июля 2010 г.
М.М. Курносов ФГУП К выбору моделей турбулентности для расчетов теплогидравлических параметров в соединениях трубопроводов РУ типа ВВЭР.
Исполнители: Царев Михаил Осокин Даниил Руководитель: Козинов Евгений.
Транксрипт:

Разработка численного метода оптимизации параметров взлётно-посадочной механизации крыльев перспективных самолётов на основе нестационарных осреднённых по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса Руководитель работы: к.т.н. А. Г. Румянцев

Введение 2 Задача оптимизации разбивается на две подзадачи: 1. Валидацию используемых методов расчёта применительно к задаче обтекания многоэлементного профиля и крыла. 2. Собственно задачу многопараметрической оптимизации. Особенности задачи оптимизации механизированных профилей: 1. Большое число варьируемых параметров (форма закрылка и основного профиля в местах их сопряжения, относительные размеры отклоняемых элементов, углы отклонения и расположение этих элементов относительно основной части профиля). 2. Обтекание крыла с отклонённой взлётно-посадочной механизацией носит сложный характер: сильное взаимное влияние элементов; во всём диапазоне углов атаки могут возникать отрывы на верхних поверхностях элементов, при этом отрывные зоны имеют развитый пространственный характер; числа Рейнольдса на элементах механизированного крыла заметно различаются. 3. Описание таких сложных течений возможно лишь на базе полных уравнений аэродинамики уравнений Навье-Стокса. В то же время современные методы расчёта осреднённых по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса с различными моделями турбулентности имеют определённые ограничения. Работа является продолжением цикла работ по теме «Механизация» выполненных в обеспечении Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года». Локальный отрыв

Цели исследования 3 1. Обоснование выбора модели турбулентности: физически адекватно описывающей процессы, происходящие при обтекании механизированного профиля и крыла; с достаточной точностью рассчитывающих распределённые и интегральные аэродинамические нагрузки, особенно в области критических углов атаки и при наличии больших отрывных зон на элементах многозвенного профиля; 2.Совершенствование методов оптимизации формы и положения элементов многоэлементного профиля и крыла с использованием программных пакетов вычислительной аэродинамики (а именно, адаптация методов оптимизации применительно к данной задаче).

Анализ мирового уровня: методы расчёта 4 Методы расчёта обтекания механизированных профилей и крыльев: стационарные и нестационарные осреднённые по Рейнольдсу уравнения Навье-Стокса. Применяемые модели турбулентности: Spalart-Allmaras; Различные варианты модели k- (RNG, Relizable), k- SST shear stress transport, Menter (модель переноса касательных напряжений) EARSM Explicit algebraic Reynolds Stress Models (явная алгебраическая форма уравнения переноса Рейнольдсовых напряжений); SAS Scale-Adaptive Simulation; и др. (без и с учётом перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный)

Анализ мирового уровня: методы оптимизации 5 Методы оптимизации разбиваются на две категории: 1. Методы, использующие раздельное решение задачи обтекания и задачи оптимизации. В данном случае для обеих задач можно использовать различные решатели, методы и пакеты программ (включая программы с открытым кодом или собственной разработки). 2. Методы, использующие совместное решение задачи обтекания и задачи оптимизации Adjoint method (A. Jameson). (+) Наиболее совершенный метод, обладает максимальной сходимостью, но требует наличие собственного решателя и громоздких преобразований уравнений. (-) Для каждой модели турбулентности необходима модификация дополнительной (adjoint) системы уравнений.

Пути решения поставленной задачи 6 1. Проведение валидации нестационарных моделей турбулентности и моделей учитывающий ламинарно-турбулентный переход применительно к задаче обтекания механизированных отсеков крыльев (профилей) в широком диапазоне углов атаки и скоростей потока на базе сопоставления с экспериментальными данными, полученными при продувках в аэродинамических трубах. 2. Совершенствование методов оптимизации механизированных крыльев (профилей) при наличии большого числа параметров. Оптимизация формы поверхностей элементов механизации. Выбор способа перестроения сеток при проведении оптимизации.

Потребные ресурсы 7 Вычислительная техника для проведения расчётов. Высокопроизводительный кластер на TFLOPS. На данный момент имеется: несколько высокопроизводительных серверов с общей производительностью около 1-1,5 TFLOPS. доступ к кластеру ССКЦ в Академгородке. Экспериментальные работы. 1. Стенд для проведения испытаний отсеков крыльев в аэродинамической трубе Т-203 СибНИА. 2. Миниатюрные датчики давления. 3. Термоанемометрические датчики. 4. Различные методы визуализация обтекания.

Технологии 8 Программное обеспечение необходимое для проведения расчётов. 1. Пакеты программ ANSYS FLUENT v14 и NUMECA. 2. Среда программирования MICROSOFT VISUAL STUDIO, компилятор INTEL VISUAL FORTRAN, а также некоторые библиотеки и утилиты. Экспериментальные работы. Методика сопоставления расчётных и экспериментальных данных.

Основные этапы и сроки выполнения работ 9 1.Проведение расчётно-экспериментальных работ по валидации моделей турбулентности, учитывающих переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный и нестационарных моделей турбулентности. 2.Совершенствование методики многопараметрической оптимизации применительно к профилям и отсекам многоэлементных крыльев. Разработка методики оптимизации поверхностей элементов этих крыльев. Разработка метода перестроения сеток в процессе оптимизации. 3.Совершенствование методики многопараметрической оптимизации применительно к проектированию механизированных крыльев перспективных ЛА. 2013г. 2014г. 2015г.

Ожидаемые результаты 10 1.Сокращение сроков проектирования механизации крыла в 3-4 раза. (в частности, уменьшения числа испытаний в аэродинамических трубах) 2.Уменьшение стоимости работ проектирования механизации крыла. 3.Повышение точности получаемых результатов в широком диапазоне режимов полёта, вплоть до критических углов атаки. Соответствие выбранной тематики Гос. программе «Развитие гражданской авиации» Результаты работы могут быть использованы при проведении работ по проектированию механизации крыльев пассажирских и транспортных самолётов: самолёта 2020; самолёта SSJ-NG; модификации самолёта МС-21; самолёта СДС; самолётов малой авиации.

11 Спасибо за внимание!

Исследуемые профили и экспериментальная установка. Распределение давления около профиля Безграничный поток Струя

Cy Выбор метода сопоставления расчёта и эксперимента Безграничный поток Ограниченный поток (струя)

Сопоставление расчёта и эксперимента M=0,12, Re= возникновение пузыря 2 - разрушение пузыря -12, ,7 C p min 1. Wenzinger C. J. Pressure distribution over an NACA airfoils with an NACA external airfoil flap. NACA Report, Bertelrud A. Transition Documentation on a Three-Element High-lift Conguration at High Reynolds Numbers // NASA/CR Omar E., Zierten T, Mabal A. Two-Dimensional Wind-Tunnel Tests Of A NASA Supercritical Airfoil With Various High-Lift Systems // NASA/CR

15 C po

CpoCpo CpoCpo Введение 16 На значительной части типов самолётов и особенно на современных транспортных и пассажирских воздушных судах применяется в основном щелевая механизация крыла. Оптимизация многоэлементных крыльев даже в простом случае (предкрылок и/или однощелевой закрылок) представляет большие трудности из-за большого числа варьируемых параметров (форма предкрылка, закрылка и основного профиля в местах их сопряжения, относительные размеры отклоняемых элементов, углы отклонения и расположение их относительно основной части профиля). Обтекание крыла с отклонённой взлётно-посадочной механизацией характеризуется следующими особенностями: на малых и умеренных углах атаки могут возникать отрывы на верхней поверхности закрылка; на больших углах атаки развиваются отрывы на гладких верхних поверхностях предкрылка и основного крыла; возможно образование и локальных отрывов (так называемых коротких или длинных пузырей), разрушение которых приводит к крупномасштабным срывам течения и, следовательно, к резкому падению несущих свойств; вязкие следы от элементов, расположенных вверх по потоку (предкрылка, основного профиля) и преобразующиеся в заторможенные зоны над закрылком, в значительной мере влияют на обтекание системы в целом; отрывные зоны на элементах механизированного крыла имеют развитый пространственный характер; числа Рейнольдса на элементах механизированного крыла значительно различаются. Всё это определяет повышенные требования к вычислительным моделям. Описание таких сложных течений возможно лишь на базе полных уравнений аэродинамики уравнений Навье-Стокса. В то же время современные методы расчёта осреднённых по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса с различными моделями турбулентности имеют определённые ограничения. В связи с этим задача оптимизации разбивается на две подзадачи: 1.Валидацию используемых методов расчёта применительно к задаче обтекания многоэлементного профиля и крыла. 2.Собственно задачу многопараметрической оптимизации.