Люблю тебя, Петра творенье… А.С.Пушкин А.С.Пушкин Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).
Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу. Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу. Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения. Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? Петербург Пушкина
Ключевое словосочетание – «Петра творенье…» «Петра творенье…» «Петра творенье…» Запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию, в которых содержалась бы разная по оценке информация. Запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию, в которых содержалась бы разная по оценке информация.
Позитивная информация: Позитивная информация: город пышный, юный град, полнощных стран краса и диво, град Петров, в гранит оделася Нева, мосты повисли над водами, тёмно-зелёными садами …покрылись острова, Невы державное теченье, светла Адмиралтейская игла, оград узор чугунный, живость потешных Марсовых полей, военная столица, перед младшею столицей померкла старая Москва… Адмиралтейская иглаАдмиралтейская игла
Негативная информация: над омрачённым Петроградом, Нева металась, Нева всю ночь рвалася к морю против бури, перегражденная Нева…затопляла острова, всплыл Петрополь, гроба с размытого кладбища плывут по улицам, над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне, скривились домики, другие совсем обрушились…
1 группа: 1 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования? Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования?лексические средствалексические средства
2 группа: 2 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Каким размером написано вступление и какое звучание он (размер) ему придает ? Каким размером написано вступление и какое звучание он (размер) ему придает ?размером Какие символы города упоминаются во фрагменте? Как поэт относится к Петербургу? Какие символы города упоминаются во фрагменте? Как поэт относится к Петербургу?
3 группа: 3 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин? Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин?тропы
4 группа: 4 группа: Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»? Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»? Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге? Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге?памятнике
5 группа: 5 группа: Разгадать кроссворд «Медный всадник». Разгадать кроссворд «Медный всадник».кроссворд
6 группа работает за столами. 6 группа работает за столами. Решить распечатанный тест «Медный всадник». Решить распечатанный тест «Медный всадник». Проверить решение теста за компьютерами. Проверить решение теста за компьютерами.теста
Афиширование Вывешивание работ Вывешивание работ учеников и обсуждение учеников и обсуждение полученных результатов.
1 группа торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю: торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю: творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. образ Петербурга
2 группа любимый пушкинский размер четырехстопный ямб, который звучит маршеобразно, победно, четко и звучно. С И М В О Л Ы : Марсово поле, Адмиралтейская игла, Коломна, площадь Петрова, Всадник Медный Петербург Пушкина – город пышный Всё говорит о красоте Петербурга: мосты, дворцы, замки, памятники… - это музей под открытым небом
3 группа А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость… Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость… Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…; Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…; Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует; Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует; Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе… Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе… Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром… Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…
4 группа А.С.Пушкин назвал свое произведение «Медный всадник», потому что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает памятник в поэме так: В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. …неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! …неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта… Какая сила в нём сокрыта… О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы? Памятник Петру I в Петербурге – это работа французского скульптора Фальконе.
История создания поэмы Сообщение ученика : Конец июля - начало августа 1833 года. Пушкин знакомится с новыми стихотворениями Адама Мицкевича... Сильнейшее впечатление произвел на Пушкина «петербургский» цикл Мицкевича, состоящий из семи стихотворений, исполненных ненависти к императорскому Петербургу и российской тирании... больше всего его поразили «Олешкевич» (с подзаголовком: «День накануне петербургского наводнения»), «Русским друзьям» и «Памятник Петру Великому»...Записи польских стихов в рабочей тетради поэта это след рождения нового пушкинского замысла. Именно тогда в тетради Пушкина впервые легли рядом стихи о наводнении и о памятнике Петру... Возможно, тогда же, летом 1833 года, Пушкин услышал от Михаила Юрьевича Виельгорского рассказ о «вещем сне», в котором судьба конной статуи Петра и судьба города оказались неразрывно связаны. (Эта легенда пересказана в статье учебника «Судьбаслучайность или предопределение?». Кроме того, Пушкину, конечно, были известны преданияпредания о проклятии»,о проклятии»,тяготеющем над Петербургом с момента его строительства.)! 7 августа 1833 года Пушкин вместе с С.А.Соболевским уезжает из Петербурга, огни выехали в дорожной коляске поэта и направились к Троицкому мосту. Но мост был закрыт, так как из-за сильного ветра вода в Неве угрожающе поднялась. Опасались нового наводнения... Впечатления этого дня не раз будут возникать в воображении Пушкина. PS. Наводнение, описываемое в поэме, произошло 7 ноября 1824 г.; оно отличалось особенной силой и причинило огромные разрушения.
Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга? Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга?ландшафт Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города- крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны. Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города- крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.
Слово историкам: При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил. Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга города титанической борьбы свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина Медный Всадник. При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил. Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга города титанической борьбы свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина Медный Всадник.миф
Сообщение ученика : «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен Медный всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения». «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен Медный всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения». «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»). «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»). Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
- Стал Стал ли вам понятен Петербург Пушкина? Признается он ему в любви или нет? Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что вам было интересно? О чём заставляет задуматься данный урок?
Домашнее задание: