ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького Инновационная образовательная программа «Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационно- образовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий» Учебно-методический комплекс дисциплины
Инноватика в высшем профессиональном образовании Автор-составитель презентации: доцент, директор Центра педагогического образования УрГУ, кандидат исторических наук И.В.Попова
Методологические аспекты инноватики
Инновация (нововведение) - масштабное практическое воплощение нового знания, применение в практической деятельности результатов научной, исследовательской и изобретательской (познавательно-творческой) деятельности, базирующейся на результатах НИОКР или случайных озарениях и смекалке.
ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ потребности общества интеллектуальная деятельность человека
Признаки инновации: новизна; востребованность; реализуемость; воспроизводимость.
Области инноваций: производственные – в отраслях и сегментах экономики (продуктовые, технологические, инкрементальные); потребительские; экологические; финансово-экономические; маркетинговые; социальные; организационные и управленческие; образовательные; и др.
Инноватика Инноватика – область научных знаний о процессах инновационной деятельности на предприятиях, в отраслях, регионах и странах и о концепциях, методах и инструментах управления этими процессами. Инновационная деятельность Инновационная деятельность – практическая деятельность, связанная с освоением широкого спектра новшеств (новых, конкурентоспособных видов продуктов, современных технологий, альтернативных ресурсов, эффективных организационных форм производства и управления, формируемых рынков) на предприятиях, в отраслях, регионах и странах.
Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.
Инноватика в профессиональном высшем образовании
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Знания Знания – запоминание и интегрирование получаемой информации. Навыки Навыки – это доведенные до автоматизма умения.
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетентность Компетентность – совокупность знаний, умений и владений навыками, проявляющаяся при выполнении должностных обязанностей на конкретном рабочем месте. Должностныеобязанности Должностные обязанности – виды деятельности, задачи и операции, которые работник должен выполнять, чтобы соответствовать требованиям своей профессиональной деятельности.
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Квалификация Квалификация – совокупность индивидуальных способностей, качество профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач на конкретном рабочем месте.
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей раскрывают способности работника, без которых данная профессия/должность не может эффективно осуществляться. Умения и навыки, определенные для профессии/должности, описываются в терминах когнитивных (умственные операции при выполнении должностных обязанностей, умение истолковывать планы, предугадывать обстановку и т.п.), социальных (работа в коллективе, работа с партнерами и т.п.), психофизиологических (сноровка, устойчивость к усталости и т.п.) способностей.
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетенция Компетенция – способность и готовность самостоятельно применять знания, умения, навыки, способы и методы деятельности, а также личностные качества, необходимые для успешной деятельности в определенной сфере профессиональной деятельности.
Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * когнитивные компетенции когнитивные компетенции – практическое использование теории и понятий, скрытые знания, приобретенные на опыте (в процессе анализа ситуаций, во время стажировки, при разработке и последующей реализации проекта); функциональные компетенции (умения) функциональные компетенции (умения) – что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности (формируются при участии в игровых имитациях, тренингах, при разработке и реализации проекта); * Соответствует Европейской системе квалификаций
Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * личностные компетенции личностные компетенции – поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретаются в ходе участия во всех активных методах обучения); этические компетенции этические компетенции – наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения * Соответствует Европейской системе квалификаций
Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Результаты обучения Результаты обучения – качество освоения компетенций, формируемых по данной основной образовательной программе, характеризуемое качественно (как совокупность знаний, умений, навыков, способов и методов деятельности, а также личностных качеств выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования) и количественно (как уровень владения и готовности практической реализации приобретенных компетенций).
Цели профессионального высшего образования а) развитие у студентов личностных качеств: гражданственности, целеустремленности, организованности, ответственности, предприимчивости, коммуникабельности, креативности, трудолюбия, толерантности, повышение общей культуры;
Цели профессионального высшего образования: б) формирование компетенций: - в сфере познавательной деятельности и саморазвития: понимания сущности и закономерностей общественно- исторического развития; выявления и анализ системных взаимосвязей природы, общества и личности; идентификации культурно-социологического и политического контекста научно- технического прогресса; обеспечение физического и духовного здоровья;
Цели профессионального высшего образования - в сфере социальной деятельности: способности работы в трудовом коллективе и/или команде; обеспечения предпринимательских проектов в области инновационного развития; организации работы исполнителей в процессе инновационной деятельности; мотива-ции персонала к повышению инновационной активности предприя-тий, отраслей, регионов и страны в целом; готовности к социаль-ной мобильности и достижения устойчивости на рынке труда;
Цели профессионального высшего образования: - в области фундаментальных наук: материалистического и диалектического понимания законов существования природы, общества, человека; осознания и понимания базовой сущности и факторов изменений общественного производства и окружающей среды;
Цели профессионального высшего образования - в сфере профессиональной деятельности: комплексных междисциплинарных профессиональных знаний, умений и навыков в области организации и управления инновационной деятельностью и сопровождения инновационных процессов на предприятиях, в отраслях, регионах и в системе федерального управления, необходимых выпускнику ООП успешно работать в инновационной сфере деятельности.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Главная цель Болонского процесса - обеспечение прозрачности каждой из европейских систем образования на основе принимаемых всеми рекомендаций и процедур.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: Болонья, 1999 Система понятных и сопоставимых степеней Многоуровневая система высшего образования Система кредитных единиц Академическая мобильность Европейское сотрудничество в обеспечении качества «Европейское измерение» в высшем образовании Прага, 2001 Образование через всю жизнь Партнерство со студенческими организациями Привлекательность европейского высшего образования
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: Берлин, 2003 Синергия между европейским пространством высшего образования и европейским пространством научных исследований Берген, 2005 Социальное измерение Открытость общеевропейского пространства высшего образования для всех частей мира
Инноватика педагогическая - отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства.
Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия,оценки, освоения и применения педагогических новшеств
Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие;
Классификация педагогических инноваций: по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование.
Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; использование реальной научной и производственной сферы;
Тактические задачи инновационного процесса в образовании: технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности
Условия инновационной деятельности преподавателя высшей школы: профессионально-педагогическая подготовка; профессионально-личностное саморазвитие.
Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность).
Структура профессионально- педагогической культуры Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности
Направления инновационной педагогической деятельности: использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; технологизация обучения; использование информационных технологий;
Направления инновационной педагогической деятельности: учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; проектирование авторского инновационного опыта.
Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.
Технологический подход к обучению.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг. Технология – совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (постановка диагностичной цели с указанием требуемого уровня усвоения) ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (создание однородных условий обучения)
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: БЛОК ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (применение методик преподавания) БЛОК КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (объективные методы контроля, измерение и оценка уровня достигнутого результата; в случае неудачи – коррекция блока учебной деятельности, повторный цикл взаимодействия и вторичный контроль)
УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 1.Ученический – простая репродуктивная деятельность. 2.Алгоритмический – более сложная репродуктивная деятельность, связанная с решением типовой задачи. 3.Эвристический – продуктивная деятельность с элементами творчества. 4.Исследовательский – продуктивная, полностью творческая деятельность.
ПРИЗНАКИ ДИАГНОСТИЧНОСТИ ЦЕЛИ: точное и определенное описание формулируемого качества, свойства, умения, навыка; наличие диагностического инструментария, который позволяет объективно и однозначно: - выявить данное качество, свойство, умение; -замерить уровень его развития и сформированности; -оценить этот уровень и сравнить его с эталоном.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОМУ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ: 1.Постановка диагностической цели с указанием требуемого уровня усвоения. 2.Проведение объективного контроля эффективности процесса и определение уровня достижения поставленной цели ( по данному уровню усвоения). 3.Достижение конечного результата с точностью не менее 70% (по данному уровню усвоения)
КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: Концептуальность (опора на научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование целей); Системность (соблюдение логики процесса, взаимосвязь частей, целостность); Управляемость (диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, варьирование средствами обучения с целью коррекциии); Эффективность (по результатам, по оптимальным затратам, гарантия достижения стандарта обучения); Воспроизводимость (возможность применения в других однотипных учебных заведениях, другими субъектами).
ОТЛИЧИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ: более четкое определение конечной цели; объективные методы контроля достижения цели; достижение комплекса целей обучения – универсализация изучения учебного материала; проектирование целостного учебного процесса, в котором задействованы все элементы педагогической системы; минимизация ситуаций, когда возникает выбор и переход к педагогическим экспериментам в поисках приемлемых результатов.
АКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: технология модульно-рейтингового обучения; технология проектного обучения; технологии проблемного обучения; технологии контекстного обучения; игровые технологии; технологии интерактивного обучения; информационные технологии и т.д.
Методы активного обучения Виды методов активного обучения: игра, тренинг, дискуссия, дебаты, интенсивное изучение иностранных языков с использованием элементов суггестии и др. Сущность: активное участие обучаемого в планировании и проведении учебного мероприятия. Результат применения: усвоение знаний, умений и навыков в более короткие сроки, с меньшими усилиями за счет сознательного развития способностей учащихся.
Методы активного обучения Приемы повышения активности обучающихся: усиление учебной мотивации (внутренней и внешней), формирование новых и более высоких форм мотивации (личностный рост, самовыражение); соответствие организационных форм, средств обучения его содержанию;
Методы активного обучения Приемы повышения активности обучающихся: интенсификация умственной работы обучающегося (общение, использование учебного времени); оптимальный отбор учебного материала (основное и инвариантное содержание); учет возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.
ОСВОЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ: банк инноваций обучения, информационная база их концепций, алгоритмов, учебно- методического обеспечения; критерии выбора инноваций обучения, отправные позиции проектирования новой образовательной практики; механизмы включения инноваций в реальный учебный процесс (использование, внедрение, освоение, развитие).
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: потребности страны, региона, города, выражающиеся в социальном, государственном заказе вузу; достижения современных гуманитарных наук;
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: передовой педагогический опыт, собственный профессиональный опыт, интуиция, творческий потенциал (в том числе коллектива, администрации); анализ процесса и результатов функционирования учебного заведения;
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: соответствие научной концепции образовательных инноваций реалиям и возможностям учебного заведения; системность и системная совместимость инноваций с реальным учебным процессом;
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: наличие диагностического инструментария инноваций обучения; оценка эффективности инноваций в сравнении с имеющимися результатами обучения; данные о воспроизводимости образовательных инноваций.
МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проектирование целостной технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения;
МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию.
Формы научно-методической работы преподавателя высшей школы: мастер-классы; педагогическая студия; временные творческие коллективы; проектные команды; лаборатории; авторский экспертный совет.
Список литературы: Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. Рогожин С.А. и др; Под общ. ред. Прокопьева В.П. и др. - Екатеринбург: Уральское издательство, – Вып с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.
Концепция развития направления «Педагогическая инноватика» ( в рамках Инновационной образовательной программы УрГУ)
Цель деятельности по направлению «Педагогическая инноватика»: на основе системы менеджерских, научно-педагогических, научно- методических решений сформировать эффективные механизмы инновационного обновления учебного процесса, обеспечивающие устойчивое развитие вуза на основе способности к нововведениям.
Задачи направления «Педагогическая инноватика» идеологическое, научное психолого- педагогическое сопровождение инноваций в учебном процессе; оформление информационной, профессионально-педагогической среды инновационной деятельности на основе развития партнерства;
Задачи направления «Педагогическая инноватика» сопровождение профессионально-педагогической подготовки и переподготовки кадров преподавателей высшей школы, ориентированной на инновационную научно-педагогическую деятельность; научное психолого-педагогическое, научно- методическое сопровождение и содействие инновационной проектной деятельности преподавателей УрГУ; разработка и внедрение системы инновационного педагогического менеджмента и самоменеджмента;
Задачи направления «Педагогическая инноватика» научно-педагогическое, методическое сопровождение формирования инновационной модели содержания образования; дидактическое сопровождение применения в учебном процессе информационных технологий, дистанционного обучения;
Задачи направления «Педагогическая инноватика» научно-педагогическое, методическое содействие развитию системы качества образования; научно-педагогическое, методическое содействие развитию учебно- материальной базы.
Учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении
Средства учебно-методического обеспечения (СУМО) образовательного процесса: учебно-методический комплекс (УМК) учебно-материальная база (УМБ)
Учебно-методический комплекс- совокупность нормативных, учебно- методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно- воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Он задает структуру педагогической системы.
Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): образовательный стандарт; учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа;
Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): дидактические материалы; учебные пособия, учебники:методические указания по основным видам учебных занятий; книги и первоисточники;
Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): график самостоятельной работы студентов; методические указания и задания для межсессионного и экзаменационного контроля знаний студентов; перечень специализированных аудиторий; карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.
Дополнительные к УМКД элементы учебно-методического комплекса специальности (УМКС): квалификационная характеристика специальности; учебный план подготовки специалиста; сборник учебных программ по дисциплинам; методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов; методические указания по стажировке (практике); график утверждения и пересмотра УМКС.
Критерии авторской программы: новаторство; актуальность; перспективность; применимость; оптимальность затрат.
Виды методических рекомендаций: по всем основным формам занятий; по освоению научной литературы; по подготовке диплома; по подготовке к ГЭК; по самостоятельной работе студентов; по практике; по научно-исследовательской работе студентов; по отдельным блокам, модулям,темам учебных дисциплин.
Методические материалы Общее в содержании любых методических пособий - проектирование соответствующего процесса обучения: определение цели, форм и средств, психолого-педагогических приемов достижения цели, описание планируемых результатов и критериев качества достигнутых результатов.
Виды дидактических материалов по содержанию: информационные; пояснительные; контрольные; справочные; нормативные; атласы.
Виды дидактических материалов по функциям: ориентирующие; дополняющие; дублирующие (иллюстрирующие); синтезирующие; побуждающие.
ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно-диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно- диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: структурирование; моделирование; сжатие; отбор и др.
Виды наглядных средств обучения : предметы материальной культуры(макеты, предметы); изобразительные наглядные средства; условно-графические средства; мультимедийные средства.
Виды учебных пособий: опорный конспект; учебное пособие по блоку, модулю,теме дисциплины; лабораторный практикум; учебное пособие по первоисточникам; учебное пособие по истории изучения предметной научной области.
Список рекомендуемой литературы: Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, с. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.:Педагогическое сообщество России с. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, с. Словарь-справочник по педагогике/Под общей ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, – 448 с. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: ТЦ Сфера, с. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с.
Модульно-рейтинговая система обучения в профессиональном образовании.
Сущность модульного обучения: содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули).
Модуль Дж. Расселл "учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий" (1974 г.). П. Юцявичене. «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (1990 г.).
Модуль Д.В.Чернилевский, Р.С.Бекирова. «автономная организационно- методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля».
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: формирование дидактических целей модульного обучения; реализация дидактических принципов проблемности, адаптативности, вариативности, наглядности, обратной связи в обучении; формирование оптимального содержания учебного материала;
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: обеспечение эффективными дидактическими средствами; обеспечение комплексами контрольных заданий; эффективное управление учебным процессом.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: По дидактическим функциям: познавательные, операционные; По уровню: общепедагогические (модель выпускника), учебные цели предмета (комплексная цель модульной программы), оперативные учебные цели (цели модулей и частные цели составляющих его учебных элементов).
Принципы формирования содержания учебного материала модуля: выделение главного и существенного в необходимых элементах предметной области; опора содержания на главные понятия и методы предметной области; систематичность и логическая последовательность содержания учебных элементов; целостность содержания модуля.
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Виды проф.деятельности Виды компетенций A1 Д1З1Д1З1 Д1З2Д1З2 Д1З3Д1З3 Д1Д1 Д2З2Д2З2 Д2Д2 К1К1 К2К2 К3К3 К4К4 К5К5 Д2З1Д2З1 Зн Области знания (дисциплины) Модуль 1 Модуль 2 Контроль 1 Контроль 2
Структура компетенций Компетенции Общие Социально- личностные Ценностно- смысловые Общекультурные Политико-правовые Здоровьесбережени я Языковая коммуникативная Экономические и организационно- управленические Управление знаниями и познавательной деятельностью Общенаучные Профессиональны е Общепрофессионал ьные Энергоресурсосбере жения Экологическая безопасность Информационно- коммуникационная Инновационные Специальные Производственно- технологические Проектные Научно- исследовательские Эксплуатационные
АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 1.Определение потребностей. 2.Описание академических и профессиональных профилей. 3.Идентификация результатов обучения. 4.Выявление общих и профессиональных компетенций. 5.Разработка модулей, организационных форм, оценочного инструментария.
АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 6. Выработка процедур и способов обеспечения качества: непрерывное наблюдение, оценивание, корректировка.
АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 7. Составление целевых модулей: учет предварительных знаний и навыков, планирование компетенций, соотнесение с уровнем – дескрипторы, квалификационные рамки, формы контроля, методы преподавания и учения, образовательная среда, трудозатраты студентов.
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ СУЩНОСТЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ – НАКОПЛЕНИЕ ТЕКУЩИХ ОЦЕНОК (БАЛЛОВ) УСПЕВАЕМОСТИ И ПРЕМИАЛЬНЫХ БАЛЛОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ИТОГОВОГО РЕЗУЛЬТАТА (РЕЙТИНГА) ОБУЧЕНИЯ. ЦЕЛИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ: -стимулирование повседневной систематической работы студентов; -снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов; -повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д. -оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ: -исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов; -создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.), необходимых при обучении в рамках многоуровневой системы; -повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ
Условия введения модульно-рейтинговой системы обучения: смена форм организации учебного процесса; серьезное дидактическое переоснащение учебного процесса; индивидуальная образовательная траектория – свобода выбора технологии обучения, модулей дисциплин и преподавателей;
Условия введения модульно-рейтинговой системы обучения: увеличение доли самостоятельной работы студента,его ответственности; система организационно- экономических мер, компенсирующих увеличение учебно-методической нагрузки преподавателей.
Отличие модульного обучения от традиционного
Дорогу осилит идущий!