Гоголь и театр Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 147 Борноволокова Светлана Михайловна Н.В.Гоголь
Исследовать материалы о новаторстве Гоголя - драматурга : Выявить истоки любви Гоголя к театру ; Проследить, в чём заключается новаторство Гоголя в драматургии. Цели и задачи:
Интерес к сцене, театральному действию пришёл к Гоголю с детства. Родители Н.В. Гоголя
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Д.П. Трощинский Дом в Васильевке Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского ( ), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра; отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, в них Гоголь играл вместе с родителями. Детство
1821г. Учёба в гимназии высших наук в Нежине. Нежин. Гимназия высших наук Увлечение чтением, театром, живописью. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы (готовые и самостоятельно написанные). Сами рисовали декорации, мастерили костюмы. Гоголь был прекрасным актёром: играл так хорошо, что его друзья были уверены, что он поступит на сцену. Его роль Простаковой в комедии «Недоросль» вызывала всеобщий хохот. Ему говорили, что даже актёрам императорских театров до него очень далеко. Гимназия
Ни я сам, ни сотоварищи мои …не думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим... Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. «Что за весёлость, что за смешное! Какая истина, остроумие! … Талант первоклассный!» (М.П.Погодин). Первый комедийный замысел - «Владимир 3-й степени» - остался в отрывках, комедия «Женихи» - первоначальный вариант «Женитьбы». Н.В.Гоголь Гоголь мечтал о народной комедии, которая могла бы встать в ряд с «Недорослем» Д.И. Фонвизина, «Горем от ума» А.С. Грибоедова. Гоголь-драматург
Первым драматическим произведением Гоголя, которое увидела публика стал «Ревизор», сюжет которого подсказал А. С. Пушкин. Премьера пьесы состоялась 19 апреля 1836 на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - п ремьера в М оскве, в М алом т еатре.
Комедия не была понята и вызвала недовольство разных слоёв общества. « Ревизор» «не занял, не тронул, только рассмешил слегка» сидевших в ложах бенуара и бельэтажа зрителей; «пьеса, осыпаемая местами аплодисментами, не возбудила ни слова, ни звука по опущению занавеса в противовес петербургской постановке» «Вся тогдашняя молодёжь была от «Ревизора» в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда. … нам приходилось вступать в горячие прения с разными … людьми … Схватки выходили жаркие, продолжительные … » Реакция на «Ревизора» была очень разной. (Журнал «Молва»). (Критик, искусствовед В.В.Стасов).
Написана в гг, опубликована в 1842 году. Первая постановка «Женитьбы» в Александринском театре в 1842 году закончилась шиканьем. Публика, привыкшая к «правильно простроенным комедиям», недоумевала финальному прыжку жениха в окно, концовке без традиционной веселой свадебки.
Гоголь начал работу над «Игроками» до июня 1836 года. Дописана пьеса в 1842 году. Премьера «Игроков» состоялась в Москве 5 февраля 1843 года. По свидетельству С. Аксакова, спектакль вызвал одобрение " рядовой " публики. 26 апреля 1843 года пьеса впервые была поставлена в Петербурге. Принята холодно. Критика объяснила этот факт неразвитостью вкуса публики - постоянных посетителей Александринского театра. «Игроки»
«Лакейская» «Ревизор» «Женитьба» «Игроки» «Утро делового человека» «Тяжба»
Пьесы Гоголя - это комедии, противопоставленные классическим произведениям этого жанра Типы, выведенные в комедиях, противопоставлены типам пьес того времени По сюжету Охватывает все стороны общественной жизни управления Переосмысливает принцип «единства действия»
Перенос комизма повседневной жизни на сцену. В пьесах не герой управляет сюжетом, а сюжет несет героя. В своей пьесе Гоголь старается ограничить комические эффекты. Гоголь отказывается от традиционного построения пьесы. На сцене появились живые, повседневные национальные характеры, каждый персонаж символичен. Расширяет социальный масштаб пьесы: «…собрать в одну кучу всё дурное в России». Впервые в русской комедии рисует не отдельный островок порока, а часть единого целого.
Невозможно переоценить то влияние, которое Н. В. Гоголь оказал на русскую и на мировую литературу. Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя (Городничий, Хлестаков, Чичиков, Плюшкин … ). К гоголевскому творчеству обращались и обращаются отечественные и зарубежные театры, кинематограф. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Он открыл миру «всю Русь», не только смешные, печальные, драматические стороны, но и героические.