ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МАРТЬЯНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА ДАТА РОЖДЕНИЯ – год ДОЛЖНОСТЬ – воспитатель; ОБРАЗОВАНИЕ – среднее специальное, закончила Кудымкарское педагогическое училище; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ РАБОТЫ – 38 года; КАТЕГОРИЯ –высшая категория; НАГРАДЫ – Министерства Образования и Науки Российской Федерации
ТЕМА: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй
« Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир». С.И. Мерзлякова Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на НОД, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно- логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ТЕАТРСКАЗКАИГРА
ЦЕЛЬ: Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАДАЧИ: Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения. Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями. Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации. Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты.
ПРИНЦИПЫ: Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе). Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи). Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение спектакли, рассматривание иллюстраций). Комплектности работы (включена театрализованная деятельность в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которых зависят от сотрудничества с другими педагогами (логопед, музыкальный руководитель, второй воспитатель). МЕТОДЫ Наглядный метод Словесный метод Игровой метод
НАПРАВЛЕНИЯ От индивидуальной игры к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли образа в театрализованной игре Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Анкета Игра «Как вести себя в театре?» Беседы Совместная деятельность с детьми в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ Словарный запас Словарный запас Уровень развития связной речи Уровень развития связной речи Использование артистических способностей Использование артистических способностей Классификация, подбор обобщающих понятий Лексическая сочетаемость слов (подбор признаков, действий к предмету). Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) Составление рассказа по картинке или серии картинок Дикция, интонационная выразительность Мимика, жесты
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ результатов обследования развития речи и артистических качеств у детей с общим недоразвитием речи 2009 – 2011 г.г. Сравнительный анализ результатов обследования
ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями ФОРМЫ РАБОТЫ с воспитателями и специалистами Изготовление дидактических игрКонсультации Родительские собранияСодоклад на педагогическом совете Индивидуальные беседыОткрытое занятие КонсультацииИндивидуальные беседы Папки – передвижкиРекомендации Стенд для родителей
ВЫВОД: В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. С помощью театрализации произведений можно решить все задачи преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. ВЫВОД: В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. С помощью театрализации произведений можно решить все задачи преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.