ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В.В.Толстов, директор МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» г.Козьмодемьянск 2012
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВНЕДРЕНИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАЗАЛОСЬ БЫ НЕ ПОДЛЕЖИТ СОМНЕНИЮ. В ЧАСТНОСТИ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «Н АША НОВАЯ ШКОЛА » ПРЯМО УКАЗЫВАЕТСЯ : «О СОБОЕ ВНИМАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СОСРЕДОТОЧЕНО НА СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ »
И НТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ В учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах), в которых реализуются основные общеобразовательные программы коррекционной направленности
Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками. Инклюзия - социальная концепция, в переводе с английского языка «включение» Инклюзивное образование не есть дистанционное
В АРИАТИВНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Р ОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный Закон от 6 октября 1999 г ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
С ОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы развития образования на г.г. доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20%, сейчас их только 2,5 %. Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ.
З АДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; обеспечение диагностирования эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико - консультативного, коррекционно- развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; преемственность с дошкольным образованием ( как минимум оно должно осуществляться); компенсация недостатков дошкольного развития;
З АДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ преодоление негативных особенностей эмоционально- личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности; охрана и укрепление физического и нервно- психического здоровья детей; Социально-трудовая адаптация детей с особыми образовательными потребностями; изменение общественного сознания к детям с особенными образовательными потребностями.
З АДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Совершенствование материально-технических условий инклюзивного образования (чем более совершенна будет она, тем более полно можно решать поставленные задачи): В учебном году Министерством образования и науки Республики Марий Эл выделены лицею финансовые средства по программе «Доступная среда» на развитие материальной базы – рублей
З АДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ передано на безвозмездной основе оборудование на сумму рублей: Сенсорная комната Колясочное оборудование Аппаратно-программные комплексы для слабовидящих и слабослышащих детей
Интегрированное образование - это процесс, когда ребенку с особыми образовательными нуждами предоставляются реальные возможности воспользоваться своим правом наравне и вместе с другими участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование). В сочетании с медицинским подходом важно использовать социальный, когда самостоятельно или с помощью одноклассников ребенок-инвалид устраняет барьеры, существующие в социуме и мешающие ему наравне с другими детьми быть активным в различных мероприятиях.