Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям
Школьные факторы риска здоровья обучающихся: Стрессовая педагогическая тактика Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей Провалы в существующей системе физического воспитания Интенсификация учебного процесса Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (По данным Института возрастной физиологии РАО)
Принцип природосообразности ЗДОРОВЬЕ Потребность в физиологической и физической безопасности Физиологические потребности
Компоненты здоровьесберегающей направленности урока: Личностная ориентированность Психологическая и физическая безопасность Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность Направленность на формирование здорового образа жизни
Гигиенические условия, факторы Учебно-организационные факторы Психолого-педагогические факторы
Учебно-организационные факторы объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) особенности устава школы и норм жизни школы медицинское и психологическое обеспечение школы участие родителей в жизни школы стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни школьников позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Физминутки Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.). Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных вербально- поведенческих знака («якоря» в терминологии нейро- лингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.
Организационно-педагогические условия проведения уроков Плотность урока (60-80 %) Чередование видов учебной деятельности (4- 7 чередований, продолжительность вида деятельности – не более 10 мин.) Проведение физкультминуток (20 и 35 минуты), чередование позы Упражнения для глаз
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Помним о важном! строгое дозирование учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой.