Урок 3 Тема урока: Формирование характера. Социализация личности
План 1. Что такое характер? 2. Потребности, способности и интересы. 3. Социализация личности. 4. Ценности и нормы.
Происхождение слова «характер» Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак»
Характер человека Накладывает определённый отпечаток на поведение человека отношения с другими людьми является определённым признаком личности человека
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности выражают отношение человека к действительности проявляются в поведении человека, в его поступках
Характер представляет неповторимое сочетание психологических качеств индивидуальных особенностей личности
Поведение человека Характер человека В поведении проявляются особенности характера человека Каждое свойство характера приводит к совершению определённых поступков
Показатель характера Поступки и поведение человека
«Человек отражается в своих поступках». Ф.Шиллер «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Г.Гегель
На формирование характера воздействуют Условия жизни Целенаправленное воспитание Это среда, в которой ребёнок растёт, «дух общества», его мораль и ценностные ориентации Семейные условия, отношения в семье, домашнее воспитание оказывают влияние на формирование характера
Каналы влияния общества на человека Общение со взрослыми и сверстниками Книги Радио Телеви- дение Обычаи, традиции
Характер формируется в деятельности В игре В учёбе В труде
Качества характера, формируемые в учебной деятельности Трудолюбие Аккуратность Настойчивость Добросо- вестность
Качества характера, формируемые в трудовой деятельности Волевые качества Деловые качества Коммуника- тивные качества
Потребности Всё то, что представляется человеку нужным для его жизни, то, что он требует
Классификация потребностей Потребности Естественно- природные (физиологические) Социокультурные потребности
Потребности Фундаментальные потребности Нефундаментальные потребности Неудовлетворение данных потребностей вызывает болезнь Не поддерживают человека как вид жизни
Пирамида фундаментальных потребностей А.Маслоу
Метапотребности – высшие (идеальные) потребности Потребность в справедливости истине красоте смысле жизни
Интересы Оформленное стремление к осуществлению потребностей Материальные интересы Духовные интересы
Социализация процесс усвоения индивидом необходимых для функционирования в обществе образцов поведения социальных норм ценностей
Законы социализации Закон подражания Закон противопоставления Закон приспособления
Закон подражания
Закон противопоставления Противостояние происходит в обществе и в душе человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Противостояние происходит всегда, когда личность колеблется, принять ли ей или отвергнуть предлагаемый новый образец построения речи или образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, внутренняя борьба и есть противостояние.
Закон приспособления В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса
Стадии жизненного цикла человека ДетствоЮностьЗрелостьСтарость Начальная, ранняя, социализация Продолженная, зрелая, социализация
Виды социализации Первичная социализация Вторичная социализация Непосредственное окружение человека, его семья и друзья Опосредованное, или формальное окружение, воздействие учреждений и институтов
Агенты социализации Люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей Агенты первичной социализации Агенты вторичной социализации Родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки, родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио
Ценности Общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться
Ценности Материальные ценности Духовные ценности Дома Мебель Земля Наука Религия Образование
Иерархические уровни ценностей Производные ценности Инструментальные ценности Финальные ценности
Нормы Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение и деятельность Нормы права, морали, этикета, написания стихотворений, конструирования машин
Общечеловеческие ценности Человеческая жизнь Уважение к родителям Любовь к Родине