Учитель истории Позднякова Наталья Анатольевна
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ Первое направление. Работа народного музея боевой и трудовой славы «Память», который реализует программу гражданско- патриотического воспитания «Прикоснемся сердцем к своим истокам», включающую: Изучение Родины через историю семьи. Изучение Родины через историю семьи. Клуб лекторов и экскурсоводов «Слово это тоже дело». Клуб лекторов и экскурсоводов «Слово это тоже дело». Поисковая работа. Поисковая работа. Работа лекторов
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ Краеведческая олимпиада ДЮЦ «Орион»(III место) Краеведческая олимпиада ДЮЦ историческое родословие «Орион» (II место ) Ермаковские чтения (III место ) Школьная научно-практическая конференция( I место) Подари городу памятник (II место) Конкурс «Историческое родословие» (II место) Краеведческая олимпиада ДЮЦ «Орион» (участники) Региональная научно-практическая конференция (I место) Ермаковские чтения (II место) Школьная научно-практическая конференция (II место) Второе направление. Участие 5-11 классов в районных краеведческих олимпиадах, конференциях, где они успешно представляют работы и знания по истории города.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ Третье направление Работа над муниципальной межведомственной программой «Дети Новокузнецка». В рамках данной программы в школе реализуется курс для девятых классов «Мой город Новокузнецк» по учебно- методическому комплексу Цибизовой Елены Борисовны
Теоретический блок предполагает : лекции; дискуссии; работу с материалом учебника; работу в рабочей тетради. Практический блок предполагает: самостоятельные работы; практические работы с историческими и библиографическими источниками; проектная деятельность учащихся; пешие экскурсии по городу. Также в рамках учебного курса разработана программа дополнительной внеклассной работы по краеведению. Которая включает в себя работу с ветеранами в музее школы, посещение музеев города, работу с научными сотрудниками архитектурно-краеведческого музея «Кузнецкая крепость», работу с сотрудниками ЦБ им. Н.В. Гоголя и т.д. Курс «Мой город - Новокузнецк» рассчитан на 34 учебных часа.
XVIII ВЕК
Цель урока: рассмотреть облик города в XVIII-XIX веках и охарактеризовать сословный состав населения Кузнецка. Цель урока: рассмотреть облик города в XVIII-XIX веках и охарактеризовать сословный состав населения Кузнецка. Тип урока: изучение нового материала. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: виртуальная экскурсия по городу и групповая работа. Форма урока: виртуальная экскурсия по городу и групповая работа.
Теоретическое задание на урок. Охарактеризовать положение различных сословий кузнецкого общества, используя учебник и список вопросов составленный учителем. (Урочная деятельность) Теоретическое задание на урок. Охарактеризовать положение различных сословий кузнецкого общества, используя учебник и список вопросов составленный учителем. (Урочная деятельность) Практическое домашнее задание предполагает внеурочную деятельность. Посещение музея группой на выбор и составление творческого отчета (в виде презентации), который будет представлен на классном часе во второй половине декабря. Практическое задание выполняется учащимися в тесном контакте с классным руководителем, учителем истории и работниками музеев «Кузнецкая крепость», филиалом краеведческого музея и литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского. (Внеурочная деятельность) Практическое домашнее задание предполагает внеурочную деятельность. Посещение музея группой на выбор и составление творческого отчета (в виде презентации), который будет представлен на классном часе во второй половине декабря. Практическое задание выполняется учащимися в тесном контакте с классным руководителем, учителем истории и работниками музеев «Кузнецкая крепость», филиалом краеведческого музея и литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского. (Внеурочная деятельность) К практическому заданию прилагается алгоритм работы на экскурсии (учебник стр.26) ЗАДАНИЕ
1. Актуализация знаний учащихся о современном облике города. 2. Виртуальная экскурсия: «Кузнецк XVIII –XIX веков». 3. Групповая работа: «Характеристика сословий Кузнецка XVIII – XIX вв.»(по опроснику составленному учителем). 4. Подведение итогов. 5. Объяснение домашнего задания. Анализ алгоритма работы на экскурсии. План урока:
Актуализация знаний
Одигитриевская церковь Спасо- Преображенский Собор Базарная площадь Застройка города хаотична с одноэтажными домами, в большей степени напоминала деревню КРЕПОСТЬ Виртуальная экскурсия
ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Начало строительства в 1775 году. Архитектор иркутский каменщик Почекунин. Разрешение на строительство было подписано рукой городского старосты И.Д. Муратовым. Строительство было закончено в 1780 году. Стиль: барокко
СПАСО- ПЕРОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР Спасо-Преображенский собор имеет 200 историю. Был построен в 1620 году – назывался Преображенский. Лишь в XVIII веке храм приобретает статус Собора. Каменный собор закладывают 14 мая 1792 года, закончено строительство было 1835 году. Архитектура – стиль классицизма
БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ
Ул. Набережная (ул. Народная) Здание Педагогического училища Народный дом А.С. Пушкина
УЛИЦА ВОДОПАДНАЯ Дом купца Фонарева Кузнецкая пристань
Улица Большая Купеческие лавки Мещанский дом
В 1829 году на Вознесенской горе вместо крепости была устроена тюрьма для уголовных преступников – «Кузнецкий тюремный замок». Барнаульские ворота крепости перестраивают в Ильинскую церковь для заключенных.
Групповая работа Первая группа: характеристика купеческого сословия. Первая группа: характеристика купеческого сословия. Вторая группа: характеристика категории ремесленников. Вторая группа: характеристика категории ремесленников. Третья группа: характеристика сельского сословия. Третья группа: характеристика сельского сословия. Четвертая группа: характеристика категории мещан. Четвертая группа: характеристика категории мещан.
НАСЕЛЕНИЕ КУЗНЕЦКА ДВОРЯНЕ150 ДУХОВЕНСТВО50 ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ: 1. ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ 2. КУПЦЫ 3. МЕЩАНЕ ВОЕННЫЕ СОСЛОВИЯ 557 СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ 26 ЧИНОВНИКИ58 Итого к концу XIX века в городе проживало около 1915 человек. Из них мужского полу 1084, женского – 831 человек. Причем рост численности населения наметился с 1727 года в связи с возникновением Колывано-Воскресенской оборонительной линией.
Тесное взаимодействие урочной и внеурочной работы по изучению истории родного города становиться для учащихся лабораторией по формированию самоорганизации, исторического мышления, навыков получения информации, анализа и ее презентации. Тесное взаимодействие урочной и внеурочной работы по изучению истории родного города становиться для учащихся лабораторией по формированию самоорганизации, исторического мышления, навыков получения информации, анализа и ее презентации. Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения своего города как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе строительства личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, что позволяет не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие. Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения своего города как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе строительства личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, что позволяет не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие. То есть все это дает нам возможность воспитания полноценного гражданина современного общества. То есть все это дает нам возможность воспитания полноценного гражданина современного общества.