ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ЭКИПАЖА Методология формирования резерва авиационного персонала нового поколения Рухлинский В.М. Большедворская Л.Г.
Формирование кадрового резерва Актуальность темы подтверждается информацией, представленной на международных семинарах, организованных Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) в рамках Проекта COSCAP ИКАО-МАК RER/01/901 совместно с: ИКАО; «Эрбас» (Airbus); Федеральным авиационным управлением США (FAA); Центром подготовки и обеспечения полетов «Боинг» (Boeing Training and Services).
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Для преодоления потенциально критической ситуации дефицита квалифицированных авиаспециалистов, ИКАО инициировала программу: «Следующее поколение авиационных специалистов (NGAP)», строящуюся на основе и дополняющую работу Программы подготовки кадров ИАТА (ITQI).
Обоснование концепции управления процессом формирования облика авиационного специалиста нового поколения В Резолюции 37-й Ассамблеи ИКАО (А37-WP/369) принят документ: «Методология формирования резерва авиационного персонала нового поколения», (А37-WP/369; г., Канада, Монреаль)
Методология создания резерва авиационных специалистов Концепция формирования резерва авиационных специалистов нового поколения Действующая стратегия формирования теоретических и практических навыков авиаспециалиста на основе анализа риска АС Разработка новых технологий и технологий и техническое обеспечение системы подготовки авиационного персонала Разработка требований к формированию профессионального облика авиационного специалиста нового поколения Совокупность методов и форм, нацеленных на подготовку резерва специалистов Национальный и международный опыт в области формирования кадрового резерва авиационных специалистов Оценка возможностей технических средств обучения и метод их рационального размещения Оптимальное распределение налета учебных часов на тренажерах в зависимости от уровня подготовки пилотов Механизм непрерывного мониторинга авиационного персонала Методика оценки уровня подготовленности летного состава на тренажерах Методика определения степени утраты практических навыков и умений пилотов Разработка требований к процессу подготовки и формирования резерва специалистов для ГА Экономическая оценка эффективности формирования резерва авиационных специалистов Обоснование приобретения и размещения технических средств обучения Методологические основы эффективности использования новых технологий для подготовки летного состава Сравнительная оценка обучения авиационных специалистов в зависимости от места базирования Центров подготовки
Результаты из Отчета по Программе подготовки кадров ИАТА (ITQI), (2009г, разд.4.1) Потребность Общее количество ВС Дополнительные ВС Количество пилотов для парка новых ВС Пилоты для дополнительного парка ВС Пилоты для заполнения вакансий (колебание спроса, уход на пенсию) Пилоты, требующие переподготовки Специалисты по ТО Механики для дополнительного парка ВС Количество механиков с учетом колебания спроса, ухода на пенсию
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ АВИАКОМПАНИЙ ГА Сокращение объема перевозок в начале 2008 года подтолкнуло к массовому уходу на пенсию авиаспециалистов. За последние 15 лет средний возраст летного состава ГА увеличился более, чем на 10 лет.
Фактические поставки пассажирских самолетов В 2008 году в парк было поставлено свыше 130 пассажирских самолетов. Доля западных самолетов в ежегодно растущем объеме поставок составляет до 75%. Причем в первой половине 2009 года темп поставок не снизился. В парк поступило 65 самолетов, в т.ч. 55 иностранных. (По данным ГосНИИ ГА)
Потребный парк пассажирских ВС Парк пассажирских самолетов ВТ РФ к 2025 году должен включать свыше 1100 магистральных и около 750 региональных самолетов, что в 2 раза превосходит сегодняшний действующий парк. В парке будут преобладать узкофюзеляжные магистральные самолеты. (По данным ГосНИИ ГА)
Выпуск специалистов учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования по специальности эксплуатация авиационной техники. Темпы роста выпускников средних и специальных учебных заведений по эксплуатации авиационной техники в 2008 году остаются на уровне 2005 года
Потребное количество авиационных специалистов для ГА РФ
Причины АП по вине человеческого фактора
Загруженность пилота в зависимости от этапов полета По данным ГосНИИ ГА до 70%аварий и предпосылок авиационных происшествий транспортной авиации связаны с недостаточной психофизиологической подготовленностью летного состава, пониженной работоспособностью, недостаточной устойчивостью организма к отрицательным Факторам полета, и т.д. В обычных условиях В особых ситуациях
ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ САМОЛЕТОВ НА ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПИЛОТОМ
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГА Подготовка ЛС Первоначальная В летных подразделениях Первоначальное обучение Первоначальное обучение Переобучение ВС Первоначального обучения ВС Первоначального обучения Выпускной ВС Эксплуатируемый ВС Эксплуатируемый ВС Новый тип ВС Поддержание квалификации Поддержание квалификации Подготовка к инструкторской работе Подготовка к инструкторской работе Повышение квалификации Повышение квалификации Курсы в УТО Продление свидетельства Продление свидетельства Профессиональная учеба Профессиональная учеба Ежеквартальная подготовка Ежеквартальная подготовка ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Сезонная подготовка Сезонная подготовка Восстановление квалификации Восстановление квалификации Подтверждение минимума Подтверждение минимума
Взаимодействие элементов производства авиатранспортной продукции и характеристик трудового потенциала ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Здоровье Нравственность Воспитание Творческие способности Творческая активность Образование Организованность ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Адаптированность Профессионализм АВИАТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ
Среднегодовое количество АП в зависимости от возраста КВС (По данным официальной статистики)
Структура необходимых навыков межличностного поведения КВС ОСНОВНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ КВС Умение действовать решительно Организация процесса обмен оперативной информацией при возникновении ОС Контролирование времени для принятия решения Контролирование и управление действиями экипажа Координирование всех аспектов развития полета Формулировка руководящих указаний членам экипажа Развитие сбалансированного поведения в общении с пассажирами и членами экипажа Грамотное распределение нагрузки среди членов экипажа Гибкость и адаптивность к изменениям условий полета Признание ценности и важности реализации своих возможностей всеми членами экипажа
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА АВИАКОМПАНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ Постановка задачи. Пусть имеется n специалистов, квалификацию которых можно (необходимо) повысить. Для этого существует m уровней повышения квалификации. Каждый специалист может участвовать только в одном уровне повышения квалификации, т.е. На каждом уровне могут быть подготовлены (из необходимой потребности авиакомпании) не менее b2j, но не более b1j специалистов Стоимость обучения i-того специалиста на j-том уровне равна dij. Поэтому целевая функция будет иметь вид
СпециалистЗатраты на обучение по программам разных уровней сложности (ден.ед.) (di) (m) уровней подготовки план факт
Изменение затрат на обучение авиаспециалистов в зависимости от потребной численности и уровня сложности программы
Эффективное использование современных средств обучения и оборудования включает три аспекта: принятие научно-обоснованного решения о приобретении оборудования и тренажеров конкретного типа; проведение технико-экономической оценки выбора сферы эффективного размещения тренажеров, технических средств обучения и оборудования; разработка методов для повышения эффективности использования ресурсов тренажерных центров.
Учебные заведения и крупнейшие центры, осуществляющие тренажерную подготовку ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской авиации» КТС Ту-134А-2М, КТС Як- 40, КТС Ан-26Б, ТП Ан-2, КТВ Ми-8, СНТ «Двина-4», СШТ-70, УПТЛ-5МА (Ил- 18) Авиационно-те Авиационно- технический колледж КТС Ту-154Б-3, КТС Ан- 26Б, КТС Як-40, ТП Ан-2, СНТ «Двина-2», СШТ-70 Летно-технический Летно- технический колледж КТВ Ми-8 (2 шт.) ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» КТС Ту-204, КТС Ил-86НП, КТС Ил-76ТД, КТС Ил-62М-3, КТС Ту-154Б-3, КТС Ту-154М, КТС Ан-24Н, КТС Як-42, КТС Як-40, ТПО Як-18Т, СНТ- 42, СНТ-86, СТБ Ил-62 ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации» ТL-410УВП, ТПО Як- 18Т (2 шт.), ТП Ан-2 (5 шт.) ФГЛУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова» КТС Як-40, ТП Ан-2 ФГ ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации» ТП Ан-2 (4 шт.)
ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ КТС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КТС Ил-86 (ЦПАП а/к «Аэрофлот-РА») КТС Ил-86НП (УТЦ 21, а/п Внуково) КТС Ту-204 (УТЦ) КТС Ил (ЦПАП а/к «Аэрофлот-РА») FSS A-320 (ЦПАП а/к «Аэрофлот -РА») П КТС Ил-86НП (УВАУ ГА) КТС Ту-204 (УВАУ ГА)
Структура себестоимости одного часа обучения на тренажере.
Область экономических потерь при нахождении экипажей в пути к месту обучения ( 1 – с учетом стоимости пролета; 2 – без учета стоимости пролета) Затраты в пути Затраты на земле 1 2 Дальность (км) Затраты (ден.ед.)
Область предельных характеристик системы обучения Численность операторов региона «К», обучаемых в регионе «К» Численность операторов региона «К», обучаемых в регионе «М» adncadnc m1 d1 n1 c1 m d n c M З=S(km) * (T1*N(km) + S(kk) * (T1*N(kk)) N(kk)=З / S(kk) * T1 N(km)=З/S(km)*T1