СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Бабунова Т.М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МаГУ
Педагогическое кредо: «К вопросам воспитания следует относиться с величайшим уважением» (Менандр).
Основные понятия проблемы: социализация – процесс вхождения ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений; социальное воспитание – процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений; социальное развитие – результат социального воспитания и собственной активности ребенка (личного опыта);
Основные понятия проблемы: социально-нравственное воспитание – стержень социального воспитания: нравственность (мораль) – нравы; социально-нравственное воспитание – процесс развития нравственной воспитанности; нравственная воспитанность – степень овладения детьми нравственными качествами.
Содержание нравственных качеств (по психологическому механизму): формирование нравственных представлений; формирование нравственных чувств; формирование нравственного поведения.
Содержание нравственных качеств (по направлениям педагогической деятельности): формирование гуманных качеств; формирование общественных (коллективистских) качеств; формирование гражданско- патриотических качеств.
Факторы социально- нравственного развития: социальная ситуация развития (система отношений между ребенком и социальной действительностью); детское общество (группа детского сада); семья как социокультурное окружение; ближайший социум (улица); средства массовой информации.
Педагогические условия социально-нравственного воспитания детей: использование программ нравственного воспитания детей; знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей; создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми; задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям; использование методов диагностики межличностных отношений детей.
Программы социально- нравственного развития детей: «Дружные ребята» (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С.Буре. – М, «Я, ты, мы» (Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет) / сост. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М., «Я - человек» (Программа социального развития ребенка) / Козлова С.А. – М., Программа морального воспитания детей / Якобсон С.Г. и др. / Ребенок в детском саду. - 4,5,6, 1999; 9, 2000.
Предполагаемый результат: развитие социальной уверенности детей (социальной компетентности).
Показатели социальной компетентности: умение сказать «нет» в негативных ситуациях; выражать желания и требования в приемлемой форме; умение налаживать контакты; умение вести и заканчивать разговор; выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально- приемлемой форме.
Литература: Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007 (раздел: «Социально-нравственное развитие дошкольников») Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.; 2000 Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.; 2000 Алябьева А.Г. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М.: 2002