Введение : предмет экология.
ПЛАН История экологии. История экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения экологии. Основные методы экологии. Основные методы экологии. Значение экологического образования. Значение экологического образования.
-Первобытное общество. -Античный мир (Гиппократ, Аристотель). -Средние века (Парацельс). -Эпоха возрождения (К.Линей, Ж.Ламарк, А.Гумбольд, К.Рулье, П.Паласс, Ч.Дарвин).
1866г. Эрнест Геккель Экология – это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом.
1877г. К.Мёбиус Ввёл понятие «биоценоз» - это совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определённую географическую территорию, отличающуюся от других соседних территорий по химическому составу почв, вод, высотой над уровнем моря и т.д.
В.В. Докучаев ( гг.) Закономерная связь между «силами», «телами» и «явлениями», между «мёртвой» и «живой» природой, между растениями, животными и минеральным царством, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, и составляет сущность познания «естества».
- начало ХХ века – развивались определённые стороны экологической науки. Экология животных. Экология животных. Экология растений. Экология растений. Экология микроорганизмов. Экология микроорганизмов. Экология насекомых. Экология насекомых. Экология леса. Экология леса. Экология озера. Экология озера.
1910г. Брюссель На ботаническом конгрессе экология растений разделилась на экологию особей – аутэкологию и экологию сообществ – синэкологию, популяционную экологию – демэкологию.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Состав общей экологии: Аутэкология – исследует индивидуальные связи отдельного организма со средой. Аутэкология – исследует индивидуальные связи отдельного организма со средой. Демэкология – изучает структуру и динамику популяций отдельных видов. Демэкология – изучает структуру и динамику популяций отдельных видов. Синэкология – изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой. Синэкология – изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
Экология дифференцируется: Историческая и эволюционная. Историческая и эволюционная. По конкретным объектам исследования. По конкретным объектам исследования. Инженерная, математическая, сельскохозяйственная космическая, социальная и т.д. Инженерная, математическая, сельскохозяйственная космическая, социальная и т.д. Глобальная экология. Глобальная экология. Экология человека. Экология человека.
С научно-практической точки зрения экология подразделяется - Теоретическая экология – вскрывает общие закономерности организации жизни. Теоретическая экология – вскрывает общие закономерности организации жизни. Прикладная экология – изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология – изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.
Задачи экологии в общетеоретическом плане : Разработка общей теории устойчивости экосистем. Разработка общей теории устойчивости экосистем. Изучение экологических механизмов адаптации к среде. Изучение экологических механизмов адаптации к среде. Исследование регуляции численности популяций. Исследование регуляции численности популяций. Изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания. Изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания. Моделирование состояния экосистем. Моделирование состояния экосистем.
Основные прикладные задачи экологии : Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий под влияние человека. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий под влияние человека. Улучшение качества окружающей среды. Улучшение качества окружающей среды. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Основные методы экологии. Полевы наблюдения. Полевы наблюдения. Эксперименты в природных условиях. Эксперименты в природных условиях. Моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях, биоценозах и экосистемах, с помощью вычислительной техники. Моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях, биоценозах и экосистемах, с помощью вычислительной техники.
Значение экологического образования. Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений о создании достойной человека среды, для этого надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные природные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы.
Литература Степановских А.С. Экология.- Курган, 1997 – С Степановских А.С. Экология.- Курган, 1997 – С Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. СПб, 1999 – С Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. СПб, 1999 – С Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – Москва, 2001 – С