Компетентностный подход при подготовке туристских кадров в условиях глобализации Нургалиева А.Ш. к.э.н., доцент
Глобализация Все страны вовлечены в процесс глобализации. Глобализация характеризуется тремя факторами: Переход от национальных рынков к глобальному Переход от национальных рынков к глобальному Генерализация законов предложения и спроса Генерализация законов предложения и спроса Свободные обмены между экономическими игроками Свободные обмены между экономическими игроками
Глобализация При рыночной экономике предприятия всех стран испытывают одни и те же проблемы: производительности производительности качества качества сокращения сроков сокращения сроков соблюдения международных норм соблюдения международных норм и т.д. и т.д.
Двигатель экономики Двигателем экономики является постоянный поиск повышения эффективности Двигателем экономики является постоянный поиск повышения эффективности Предприятия имеют 3 рычага для повышения эффективности Предприятия имеют 3 рычага для повышения эффективности
3 рычага эффективности Поиск путей повышения эффективности Уровень технологий Компетенции персонала Организация труда
Поиск путей повышения эффективности Орудия производства уже не являются главным фактором конкурентоспособности, так как разрыв между уровнем технологий различных стран сокращается. Орудия производства уже не являются главным фактором конкурентоспособности, так как разрыв между уровнем технологий различных стран сокращается. Высокая конкурентоспособность может быть достигнута путем: Высокая конкурентоспособность может быть достигнута путем: – Поиска наиболее совершенной организации труда (отсюда успешное внедрение норм типа ISO) – Повышения уровня компетенций персонала
Условия появления понятия компетенции Формирование компетенций становится главным инструментом конкурентоспособности предприятий Формирование компетенций становится главным инструментом конкурентоспособности предприятий Экономика оказывает давление на систему образования с тем, чтобы учебные заведения формировали ожидаемые компетенции Экономика оказывает давление на систему образования с тем, чтобы учебные заведения формировали ожидаемые компетенции
Понятие компетенции Академическое сообщество договорилось определять компетенцию как «умение действовать». Академическое сообщество договорилось определять компетенцию как «умение действовать». Умение действовать проявляется через способность индивидуума мобилизовать знания (практические, теоретические, методологические, коммуникативные) в определенной профессиональной ситуации для достижения ожидаемого результата Умение действовать проявляется через способность индивидуума мобилизовать знания (практические, теоретические, методологические, коммуникативные) в определенной профессиональной ситуации для достижения ожидаемого результата
Два главных вопроса «Каковы компетенции специалистов, полученные предприятиями? » «Каковы компетенции специалистов, сформированные системой образования?»
Проблема для системы образования Каким образом сократить разрыв между: Каким образом сократить разрыв между: компетенциями специалистов, полученными предприятиями компетенциями специалистов, полученными предприятиями и компетенциями специалистов, приобретенными в ходе обучения ? и компетенциями специалистов, приобретенными в ходе обучения ?
Сфера производства – Система образования Система образования Сфера производства Сближение
Конечная цель реформ системы образования Сближение компетенций, полученных предприятиями и компетенций, сформированных в ходе обучения, таков смысл реформ Сближение компетенций, полученных предприятиями и компетенций, сформированных в ходе обучения, таков смысл реформ
Компетентностный подход Компетентностный подход соответствует контексту мировой либеральной экономики Компетентностный подход соответствует контексту мировой либеральной экономики Его целью является сближение между образованием и профессиональной деятельностью Его целью является сближение между образованием и профессиональной деятельностью Данный подход является методикой для: Данный подход является методикой для: – Разработки учебных программ (УМК) – Учета потребностей предприятий
Компетентностный подход Компетентностный подход предполагает: Компетентностный подход предполагает: – Чтобы учебные программы концентрировались на понятии компетенции – Чтобы компетенции были представлены в виде профессиональных видов деятельности и задач Учебные программы не могут разрабатываться без активного участия представителей профессиональной среды Учебные программы не могут разрабатываться без активного участия представителей профессиональной среды УМК должны содержать: УМК должны содержать: – периоды обучения студентов на рабочем месте – привлечение представителей профессиональной среды в ходе учебного процесса и оценки компетенций
Три принципа компетентностного подхода 1. Любая разработка УМК должна осуществляться смешанной группой (преподаватели и представители профессиональной среды) 2. Отправной точкой при разработке УМК является анализ будущей профессии 3. УМК должен корректироваться по мере развития и совершенствования профессий
Этапы компетентностного подхода Анализ будущей профессии Подтбор компетенций и знаний Разработка учебной программы Разработка содержания контрольных мероприятий Составление классификатора профессиональных видов деятельности Разработка УМК
Школа туризма и гостеприимства
Предлагаемые к рассмотрению вопросы: Открытие школы туризма и гостеприимства г., Открытие школы туризма и гостеприимства г., Грантовая поддержка и финансирование международных образовательных фондов, Грантовая поддержка и финансирование международных образовательных фондов, Мастер-классы, лекции, стажировки (оплачиваемая деятельность), Мастер-классы, лекции, стажировки (оплачиваемая деятельность), Академическая мобильность студентов и преподавателей, Академическая мобильность студентов и преподавателей,
Координация работ по созданию образовательных программ туристского направления, Координация работ по созданию образовательных программ туристского направления, Проведение учебно-производственных и других видов практик на условиях взаимообмена, Проведение учебно-производственных и других видов практик на условиях взаимообмена, Привлечение профессорско-преподавательского состава и студентов к участию в работе семинаров, конференций, форумов Привлечение профессорско-преподавательского состава и студентов к участию в работе семинаров, конференций, форумов
Научно-исследовательский центр туризма и гостеприимства Создан на базе академии «Кокше», Создан на базе академии «Кокше», Академия «Кокше» располагает квалифицированным профессорско- преподавательским составом, Академия «Кокше» располагает квалифицированным профессорско- преподавательским составом, Актуальная значимость центра продиктована необходимостью создания научно- методологических основ развития туристского потенциала Акмолинской области. Актуальная значимость центра продиктована необходимостью создания научно- методологических основ развития туристского потенциала Акмолинской области.
Щучинско-Боровская курортная зона
Балкашинский регион
Зерендинский курортный регион
Кургальжинский природный заповедник
Научно-исследовательский Центр туризма и гостеприимства нацелен на подписание договоров о взаимовыгодном сотрудничестве по направлениям: Научно-исследовательский Центр туризма и гостеприимства нацелен на подписание договоров о взаимовыгодном сотрудничестве по направлениям: Сотрудничество в научной, научно-педагогической и научно-производственной деятельности с целью создания консорциумов, Сотрудничество в научной, научно-педагогической и научно-производственной деятельности с целью создания консорциумов, Оказания содействия в формировании методов и подходов организации научной деятельности, Оказания содействия в формировании методов и подходов организации научной деятельности, Коммерционализация разработок с участием международных фондов, туристских компаний и организаций Коммерционализация разработок с участием международных фондов, туристских компаний и организаций
Оказания научно-практической, консультативной, организационной помощи для формирования кластерного развития туризма в Акмолинской области, Оказания научно-практической, консультативной, организационной помощи для формирования кластерного развития туризма в Акмолинской области, Организацию совместных научно- исследовательских лабораторий и рабочих групп для реализации инновационных проектов, Организацию совместных научно- исследовательских лабораторий и рабочих групп для реализации инновационных проектов, Совместное проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и других форм общения ученых и педагогов ит.д. Совместное проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и других форм общения ученых и педагогов ит.д.
Благодарю за внимание!