РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты Критерии оценок по математике
«великодушия» («снисходительности») завышение оценок; «центральной тенденции» стремление избежать крайностей; «ореола» предвзятость личного отношения; «инерции» («близости») сверка с предыдущими оценками; «репутации» разные оценки за одинаковые ответы; «контраста» субъективное ранжирование определнных качеств; «логики» оценивание поведения как учбы. ПРИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ШКАЛЕ ВОЗМОЖНЫ ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ:
чтко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной; не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. быть инвариантной; ОЦЕНКА ДОЛЖНА:
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся
создать максимально комфортную среду обучения и воспитания; перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность; в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной; преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПОЗВОЛЯЕТ:
1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником. 2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей. 3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал. 4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу. 5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:
Виды работыКоличество баллов Посещение уроков0,5 балла за урок Ведение тетради1 балл за урок Работа на урокеДо 10 баллов Решение задачДо 10 баллов Сообщение5-10 баллов Исследовательская работа в группе До 10 баллов Самостоятельная исследовательская работа баллов Контрольная работаДо 30 баллов Выполнение домашнего задания5 баллов Выполнение заданий из банка зданий Не ограниченно Доказательство теорем и вывод формул До 10 баллов Участие в олимпиадах и конкурсах баллов
Пропуск урока по неуважительной причине -20 баллов Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов Нарушение дисциплины на уроке -10 баллов
Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой) дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования; узкий диапазон школьных оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»); большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ