Возможности когнитивно-поведенческой психотерапии как метода изменения дисфункциональных мыслей у спортсменов Выполнила: магистр психологии Харитонова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
MPH, заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.
Advertisements

Выполнил: Еримбетов А.Б. 630 ВОП Приняла: Полиенко Е.Н.
Работу выполнили: Самуленкова Ольга АндреевнаСамуленкова Ольга Андреевна Гончарова Наталья ВладимировнаГончарова Наталья Владимировна Группа 8434,2 курс.
Теория Мак-Клелланда. День рождения: года Место рождения: Маунт-Вернон, Нью-Йорк, США Дата смерти: года Гражданство: США Американский.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Развитие учебно - познавательной мотивации обучающихся через реализацию системно - деятельностного подхода Развитие учебно - познавательной мотивации обучающихся.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средство повышения мотивации к учению»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» - ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА.
Подготовила : студентка 4 курса Педиатрического факультета Шкодина Евгения Игоревна.
Кафедра психологии им. А. Ц. Пуни представляет дисциплину по выбору « ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА » 7 семестр.
Педагог-психолог Амирбекова с.И.
Психологические приёмы, способствующие налаживанию продуктивной школьной мотивации.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
Изучение аспектов влияния Интернет- зависимости на личность школьников МБОУ СОШ 8 Чеховского муниципального района Московской области Выполнил Путь Сергей,
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
Транксрипт:

Возможности когнитивно-поведенческой психотерапии как метода изменения дисфункциональных мыслей у спортсменов Выполнила: магистр психологии Харитонова Анна Игоревна Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент, Кузовкин В.В.

Спортсмен, находясь на высокой ступени пьедестала, попадает под влияние собственных мыслей достаточности достигнутого результата, и отсюда не верит в достижение более высоких целей. Психика спортсмена может не выдержать напряженности соревновательной борьбы и из-за этого он может снизить результативность своей спортивной деятельности. Серия поражений на соревнованиях может сформировать неверную установку в дальнейших выступлениях, как негативное переживание опыта, что может привести к неуверенности в себе, к снижению мотивации и далее прекращение спортивной карьеры.

С помощью терапевтического воздействия в рамках когнитивной терапии надо формировать у спортсмена раннюю установку на достижение успеха или снять негативные установки и дезадаптивные мысли, приобретенные в результате негативного опыта. Тогда у спортсменов появляется возможность справиться с эмоциональными нарушениями, с разочарованием в результате несбывшихся ожиданий в достижении цели, стимулируются мотивационные процессы, повышается самооценка и результативность деятельности.

А.Б.Холмогорова и Н.Г.Гаранян, ссылаясь на зарубежных авторов, утверждают, что изначально когнитивная терапия (КТ) представляла собой краткосрочный подход к лечению депрессий, в котором были скомбинированы когнитивные и бихевиоральные техники. Они использовали когнитивно-поведенческую психотерапию на людях имеющих тревожные и депрессивные расстройства, а также различные фобии. Когнитиво-поведенческой психотерапии, согласно А.Б.Холмогоровой и Н.А.Гаранян, основываются на рационально-эмотивной психотерапии А.Эллиса и когнитивной психотерапии А.Бека. Здесь внимание уделяется прошлому опыту, в котором сформировались представления, верования и установки, обусловливающие поток дисфункциональных мыслей. Холмогорова Алла Борисовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии, профессор. Прошла обучение в Институте когнитивной психотерапии Бека, является членом- основателем Международной академии когнитивной психотерапии.

В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ СПЕЦИАЛИСТЫ ИМЕЮТ ДЕЛО С КОГНИТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ДВУХ УРОВНЕЙ: А) ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ «АВТОМАТИЧЕСКИМИ» ОБРАЗАМИ И МЫСЛЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ И ЯВЛЯЮЩИМИСЯ РЕАКЦИЕЙ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ; Б) БАЗИСНЫМИ ПОСЫЛКАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ СОБОЙ СИСТЕМУ ГЛУБИННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ИНДИВИДА О СЕБЕ И ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, В КОТОРЫХ ФИКСИРОВАН ЕГО ПРОШЛЫЙ ОПЫТ Гаранян Наталья Георгиевна - доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГУ «МНИИ психиатрии» Росздравсоцразвития.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, МОТИВЫ И ВНЕШНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УПРАВЛЯЮТСЯ МЫШЛЕНИЕМ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ОСОЗНАВАТЬ ТЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ДЕЙСТВИЯ, ЧУВСТВА И РЕАКЦИИ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ С НИМ. ТЕРМИН «НЕАДАПТИВНЫЕ МЫСЛИ» ПРИМЕНИМ К ИДЕАТОРНЫМ ПРОЦЕССАМ, КОТОРЫЕ НЕСОВМЕСТИМЫ СО СПОСОБНОСТЬЮ СПРАВЛЯТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ, НАРУШАЮТ ВНУТРЕННЮЮ ГАРМОНИЮ И ПРОДУЦИРУЮТ НЕАДЕКВАТНУЮ, ЧРЕЗМЕРНО ИНТЕНСИВНУЮ И БОЛЕЗНЕННУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ. В ХОДЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ КЛИЕНТ ФОКУСИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА МЫСЛЯХ ИЛИ ОБРАЗАХ, ПОРОЖДАЮЩИХ ДИСКОМФОРТ, СТРАДАНИЕ ИЛИ САМООБВИНЕНИЯ. Аарон Бек - американский психиатр, основоположник когнитивной поведенческой терапии

Нарушения мотивации (например, безволие, отсутствие желаний) объясняет искажением когнитивных процессов. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Если человек всегда настроен на поражение, если он всегда ожидает отрицательного результата, зачем ему ставить перед собой какие-то цели или браться за какие-то дела.

Психика людей легко нарушается, когда они, стремясь к каким-то целям и пытаясь решать какие-то задачи, желая оставаться при этом здоровыми и счастливыми, попадают в неблагоприятные обстоятельства (A) и не получают того, что хотели, или напротив, получают то, чего не хотели. У них есть выбор: реагировать на «А» здоровыми негативными чувствами, такими как печаль, сожаление или разочарование, либо нездоровыми негативными чувствами как паника, депрессия или ярость. В большинстве своем, хотя и не всегда, они осуществляют этот выбор в «B» – системе убеждений. Отдавая предпочтение рациональным убеждениям, они обычно реагируют здоровыми чувствами и действиями; выбирая же иррациональные, неразумные убеждения, скорее всего, будут реагировать нездоровыми чувствами. Альберт Эллис - американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально- эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ)

Выявление и анализ автоматических мыслей у спортсмена, которые появляются во время соревнований, тренировок, в борьбе с определенными соперниками и также эмоциональных реакций на подобные мысли, помогают спортсмену открыть адаптивные способы мышления и поведения. Исследование мыслей спортсмена может вести к когнитивному изменению и далее изменению реакций на различные события профессиональной спортивной деятельности.

С помощью когнитивной терапии, как метода воздействия на спортсменов, осуществлялись следующие основные действия: 1) объяснение механизмов действия когнитивной терапии, обучение и выявление негативных дезадаптивных мыслей с помощью ABC-схемы, распознавание, отслеживание и запись своих негативных мыслей; 2) идентификация, осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности; 3) когнитивное переструктурирование - обучение отслеживать собственные дисфункциональные когнитивные процессы, взвешивать факты "за" и "против" них, вырабатывать взгляд, который сопряжен с более реалистичными эмоциональными переживаниями.

Одна из основных стратегий применяемая по отношению к спортсменам, стратегия «Сократовский диалог», где цели вопросов состоят в следующем: 1) определение проблемы; 2) помощь спортсменам идентифицировать мысли, образы, предположения; 3) изучение значений событий для спортсмена; 4) оценка последствий поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

Применение техник когнитивной терапии по отношению к спортсменам, за счет идентификации дисфункциональных мыслей и оценки последствий неадаптивных мыслей, приводит к осознанию их нелогичности. Так же поиск альтернативных установок помогают заменить установки боязни проигрыша на желание выиграть, т.е. развивается мотивация на достижение успеха, а не избегания неудач или постоянное ожидание неуспеха.

Изменение дезадаптивных мыслей спортсменов приводит к уверенности в себе и может помочь в реализации достижения целей. После проведения когнитивно-поведенческой терапии полученный в прошлом соревновательный опыт никак не отразится на будущей карьере спортсменов, а наоборот мобилизует их на дальнейшие победы.