Введение в предмет. Понятие информации
Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые пытались увидеть некоторое единство, отыскать « первоматерию », атомы вещества. Эта идея развивалась от философии древней Греции ДемокритЭпикурЛукреций до самой современной квантовой теории вещества. После разгадки природы вещества, его структуры, казалось, что все в мире можно объяснить, описав его как совокупность взаимодействующих материальных частиц.
Затем в процессе становления индустриального общества, с развитием техники и созданием различных двигателей на передний план вышла проблема овладения энергией. Следующим после вещества обобщенным научным понятием стало понятие энергии. Наука стала активно использовать « энергетический язык » в описании природы. Физические, химические и биологические процессы стали рассматриваться с позиции передачи, хранения и преобразования энергии.
Вещественно - энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем ( биологических, социальных и технических ) в рамках биологии и других наук. Однако не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно - энергетического подхода.
В середине XX века появляется и развивается новая научная дисциплина – кибернетика. Ее основатель (1948 г.) – американский математик Норберт Винер. Термин « кибернетика » на греческом языке означает « искусство управления ». Н. Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине. Центральным понятием кибернетики является информация.
К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики и биологии, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставлена вещественно - энергетической картине мира, но дополняет и развивает ее. Таким образом, вещество – энергия – информация – это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир.
Информатика – это наука, изучающая законы и методы получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Понятие информации Слово « информация » происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает разъяснение, сообщение, ознакомление. Понятие « информация » является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более « простые » понятия.
Существует несколько подходов к определению информации. Мы рассмотрим два из них. Содержательный ( субъективный ) подход. С этой позиции ИНФОРМАЦИЯ – это знания, сведения, которые получает человек из окружающего мира.
Технический подход. С этой точки зрения ИНФОРМАЦИЯ – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.
Решение упражнений Упражнение 1 Вы слышите сообщение : « Поезд 37 прибывает на второй путь !». Какой подход к определению информации здесь применим ? Упражнение 2 Устройство, служащее для преобразования электрических сигналов в звуковые, называется радиоприемником. « Задумывается » ли радио во время своей работы о смысле и содержании передаваемой информации ? Какой подход к определению информации здесь удобен ? Ответ Содержательный Технический
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ИНФОРМАТИКА И ИКТ » Информация и информационные процессы Компьютер Информационные модели Алгоритмы и программы Информационные и коммуникационные технологии Социальная информатика 1.Формирование основ научного мировоззрения ( формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки : веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира ) 2.Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией ( формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс ) 3.Овладение средствами ИКТ, формирование основ информационно - коммуникационной компетентности ( подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ ) 4.Освоение правовых и этических норм поведения человека в информационной сфере деятельности
Домашнее задание. И. Г. Семакин. Информатика и ИКТ 8, введение ( с.5-8)
Использованная литература 1. И. Г. Семакин. Информатика и ИКТ И. Семакин, Т. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : collection.edu.ru/catalog/res/3db4fa23-4ac7-4c05-95cd- 022c3cd29073/view/.