Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве Генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Котельников В.С. Создание Единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, энергетике и строительстве
История развития Единой системы оценки соответствия Создание нормативной правовой базы и организационной структуры аккредитации экспертных организаций Расширение сферы аккредитации в области подготовки персонала и неразрушающего контроля Создание Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору Переход к Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Расширение сферы аккредитации в области строительного контроля. Создание механизма взаимодействия с Единой системой саморегулирования Подписание на 13-й Генеральной ассамблее Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА) контракта о сотрудничестве Расширение Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности на инспекционный контроль 1997 – 1999 гг – 2002 гг г г г г. 1
Для выполнения своих функций по строительному контролю, а также для взаимодействия с органами государственного строительного надзора местного самоуправления, застройщик (заказчик) может привлечь в качестве подрядной организации инспекционную организацию, аккредитованную в Единой Системе Оценки Соответствия. Передача застройщиком (заказчиком) своих функций и соответствующей ответственности привлеченной организации оформляется договором между ними. Специалисты инспекционной организации, осуществляющие строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должны быть аттестованы в качестве экспертов в Единой Системе Оценки Соответствия в соответствии с Требованиями к экспертами по промышленной безопасности (СДА ). Развитие Единой системы оценки соответствия в области строительного контроля 2
Участники деятельности по аккредитации 1 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 2 Российская академия наук 3 Российский союз промышленников и предпринимателей 4 Торгово-промышленная палата Российской Федерации 5 Опора России 6 Деловая Россия 7 Национальный союз страховщиков ответственности 8 Функции Органа по аккредитации выполняет ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» 3
Наблюдательный совет, который осуществляет регулирование проведения аккредитации, рассматривает и принимает документы по процедурным вопросам аккредитации и другие документы, регламентирующие деятельность по аккредитации и устанавливающие критерии аккредитации. Орган по аккредитации (ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»), координирующий деятельность всех участников Единой системы и организующий аккредитацию органов оценки соответствия, а также технические комиссии, комиссия по аккредитации и апелляционная комиссия, которые обеспечивают выполнение всех процессов, связанных с аккредитацией (решение отраслевых вопросов, работа с апелляциями и выработка решения об аккредитации). Шесть типов органов по оценке соответствия: испытательные лаборатории; инспекционные органы; органы по аттестации (сертификации) персонала; органы по сертификации (продукции, систем управления (в том числе менеджмента качества), услуг); независимые аттестационно-методические центры (по подготовке и аттестации руководителей и специалистов, по обучению и проверке знаний рабочих основных профессий); независимые органы по аттестации в области неразрушающего контроля (лабораторий неразрушающего контроля, средств неразрушающего контроля, методик неразрушающего контроля). Функции участников Единой системы оценки соответствия 4
Результаты деятельности 5
Перспективы развития Единой системы 6
Саморегулирование (Федеральный закон 315-ФЗ) Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида Цели саморегулирования: Цели саморегулирования: Дальнейшее развитие рыночных отношений путем передачи части функций государственных органов в СРО и введением механизмов страхования Дальнейшее развитие рыночных отношений путем передачи части функций государственных органов в СРО и введением механизмов страхования Снижение нагрузки на бизнес путем устранения излишних административных барьеров Снижение нагрузки на бизнес путем устранения излишних административных барьеров Поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли Поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли Создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства Создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства 7
Стандарты и правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям Участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования Участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования Наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций Наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций Формируемые в СРО механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство Формируемые в СРО механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство Преимущества института саморегулирования 8
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 27 марта 2009г. 9-2 О работе по регистрации и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере строительства, в соответствии с законом 148-ФЗ. О системе саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности … В связи с вышеизложенным Общественный совет при Ростехнадзоре решил: … 3. Образовать комиссию Общественного совета по вопросам создания и развития систем саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности и строительства и взаимодействия с их союзом. … 6. До 10 апреля с.г. Общественному совету спланировать совместные мероприятия с ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», координирующего органа по созданию и развитию единой системы саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности и строительства в интересах реализации Федерального закона «О саморегулируемых организациях». … Председатель Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзоруВ.А. Грачев 9
Единая система саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, энергетике и на транспорте (ОКВЭД 7524) Комитет по инженерным изысканиям на ОПО Комитет по проектированию Комитет по строительству ОПО Органы по оценке соответствия Организации,занятыеинженернымиизысканиямиПроектныеорганизацииСтроительныеорганизации С Р О в области оценки соответствия Комитет по изготовлению ТУ Комитет по монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту ТУ Монтажные, ремонтные, наладочные и обслуживающие организации С Р О в области монтажа, наладки, обслуживания и ремонта ТУ Комитет по оценке соответствия Изготовители ТУ С Р О в области изготовления ТУ Комитет по подготовке работников ОПО Органы по подготовке и аттестации С Р О в области подготовки работников ОПО ~ 4000 организаций ~ 1200 организаций ~ 150 организаций Федеральный закон 148-ФЗ Приказ Минрегиона России от С Р О в области инженерных изысканий на ОПО С Р О в области подготовки проектной документации С Р О в области строительства ОПО Монтажные организации ~ 350 организаций ~ 1200 организаций ~ 150 организаций ~ 700 организаций Федеральный закон 315-Ф3 10 НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Виды создаваемых некоммерческих партнерств РЕГИОНАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ «Союз экспертов в области оценки соответствия на потенциально опасных производствах и объектах Приокского региона» «Союз экспертов в области оценки соответствия на потенциально опасных производствах и объектах Приокского региона» «СРО Промбезопасность Сибири» «СРО Промбезопасность Сибири» «Уральское Межрегиональное многоотраслевое некоммерческое партнерство» «Уральское Межрегиональное многоотраслевое некоммерческое партнерство» «Энергоэксперт» (оборудование работающее под давлением) «Энергоэксперт» (оборудование работающее под давлением) «Госгортехнадзор» (подъемные сооружения) «Госгортехнадзор» (подъемные сооружения) «СО Русьэкспертлифт» (лифты) «СО Русьэкспертлифт» (лифты) «Котлогазмонтаж сервис» (оборудование работающее под давлением) «Котлогазмонтаж сервис» (оборудование работающее под давлением) «СО Тепломашпроектстрой» (оборудование работающее под давлением) «СО Тепломашпроектстрой» (оборудование работающее под давлением) «Газстрой» (объекты газового надзора) «Газстрой» (объекты газового надзора) «Межрегиональное сотрудничество в области Промышленной Безопасности» «Межрегиональное сотрудничество в области Промышленной Безопасности» «Объединение центров подготовки по промышленной безопасности» «Объединение центров подготовки по промышленной безопасности» 11
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБОРУДОВАНИЮ, РАБОТАЮЩЕМУ ПОД ДАВЛЕНИЕМ НП «ЭНЕРГОЭКСПЕРТ»НП «Котлогазмонтажсервис» НП «Тепломашпроектстрой» КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ «СОЮЗЛИФТ» НП «Русьэкспертлифт» НП «Российское лифтовое объединение» НП «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» НП «Лифтсервис» КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ «СОЮЗПОДЪЕМТРАНСМАШ» НП «Госгортехнадзор» НП «Содействие безопасности в промышленности» НП «Подъеммаш» 12
Общие правила предпринимательской деятельности СРО в области промышленной безопасности 1)минимальные требования к членству в СРО, создаваемых по видам деятельности в области промышленной безопасности 2)порядок подтверждения наличия у субъектов предпринимательской деятельности, решивших войти в СРО, определенных возможностей для качественного производства товаров (работ, услуг) 3)требования по порядку контроля СРО за деятельностью своих членов 4) общие требования к деятельности СРО ОПРЕДЕЛЯЮТ: Требования к членству в СРО Требования по нормативно – методическому обеспечению Требования к системе менеджмента качества Требования к работникам Требования к системе управления организацией Требования по обеспечению имущественной ответственности Требования к техническим средствам и оборудованию 13
Порядок приема в СРО и получения свидетельства о допуске к работам Выдача свидетельства о допуске к отдельным видам работ Решение о вступлении в СРО и подача заявления Оказание консультационных и организационных услуг кандидату в члены СРО, сопровождение аудита и аккредитации Технический аудит, аккредитация или сертификация кандидата в члены СРО кандидата в члены СРО (одна из процедур) Инспекционная организация, орган по аккредитации Принятие решения о приеме в члены СРО нового члена В случае положительного заключения о соответствии кандидата в члены СРО требованиям к членству в СРО В случае положительного заключения о соответствии кандидата в члены СРО требованиям к получению допуска В члены СРО могут быть приняты юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске и (или) условиям членства в СРО, разработанным и утвержденным СРО В члены СРО могут быть приняты юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске и (или) условиям членства в СРО, разработанным и утвержденным СРО. 14
Изменения в Федеральный закон 116-ФЗ, предлагаемые ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Требования действующего законодательства : Предлагается : Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, выданную Ростехнадзором Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, выданную Ростехнадзором Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие свидетельство о допуске к проведению экспертизы промышленной безопасности, выданное СРО Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие свидетельство о допуске к проведению экспертизы промышленной безопасности, выданное СРО На основании результатов приемочных испытаний и сертификата соответствия Ростехнадзор выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства На основании результатов приемочных испытаний и сертификата соответствия СРО выдает свидетельство о допуске к изготовлению (применению) конкретного вида (типа) технических устройств 15
Формирования компенсационного фонда Объект страхования Имущественные интересы члена СРО, связанные с его обязанностью возместить ущерб жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде Обеспечение гарантий ответственности Страховой случай Договор страхования риска гражданской ответственности на случай причинения вреда в случае непреднамеренной ошибки при проведении деятельности в области промышленной безопасности Нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии опасном производственном объекте, в случае непреднамеренной ошибки при осуществлении им деятельности в области промышленной безопасности Независимая экспертиза: При заключении договора страхования в целях определения страхового риска При наступлении страхового случая с целью подтверждения размера причиненного ущерба Создание системы личного и (или) коллективного страхования Способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области промышленной безопасности 16
Разработка единых стандартов и общих правил саморегулирования в области ПБ Разработка минимальных требований к членству в СРО определенного вида Разрешение споров в третейском суде Профессиональное обучение и аттестация в области ПБ работников организаций - членов СРО Сертификация товаров (работ, услуг), произведенных членами СРО Национальное объединение СРО в области промышленной безопасности 17
Создание СРО Совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования Создание национального объединения СРО Деятельность НТЦ «Промышленная безопасность» по организация Системы саморегулирования Пропаганда и информационное обеспечение внедрение системы СРО в сфере промышленной безопасности 18 Находятся в стадии разработки: Общие правила проведения экспертизы промышленной безопасности Общие правила подготовки и аттестации специалистов Общие правила проведения проверок членов СРО Общие правила аккредитации систем управления промышленной безопасности Общие правила изготовления Общие требования к условиям страхования членов СРО Общие правила монтажа
Единая система саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности, энергетике и на транспорте (ОКВЭД 7524) Комитет по инженерным изысканиям на ОПО Комитет по проектированию Комитет по строительству ОПО Органы по оценке соответствия Организации,занятыеинженернымиизысканиямиПроектныеорганизацииСтроительныеорганизации СРО СРО в области оценки соответствия Комитет по изготовлению ТУ Комитет по монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту ТУ Монтажные, ремонтные, наладочные и обслуживающие организации СРО СРО в области монтажа, наладки, обслуживания и ремонта ТУ Комитет по оценке соответствия Изготовители ТУ СРО СРО в области изготовления ТУ Комитет по подготовке работников ОПО Органы по подготовке и аттестации СРО СРО в области подготовки работников ОПО ~ 4000 организаций ~ 1200 организаций ~ 150 организаций Федеральный закон 148-ФЗ Приказ Минрегиона 274 от СРО СРО в области инженерных изысканий на ОПО СРО СРО в области подготовки проектной документации СРО СРО в области строительства ОПО Монтажные организации ~ 350 организаций ~ 1200 организаций ~ 150 организаций ~ 700 организаций Федеральный закон 315-Ф3 10 НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ