ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ » ( Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-10 лет ) Штымова Светлана Заурбиевна, педагог дополнительного образования
Направленность. Физкультурно-спортивная Вид программы. Модифицированная Актуальность – использование возможностей игры в шахматы для интеллектуального и личностного развития ребенка Цель. формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре. Задачи. Обучающие. Сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры, показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры, сформировать практический навык игры. Развивающие. Формировать у учащихся волю, настойчивость и выдержку во время игры, развивать у детей память, сообразительность, усидчивость, содействовать формированию общих познавательных способностей. Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, терпение (волевые качества), вырабатывать навыки общения в коллективе, воспитывать уверенность в своих силах Способы подведения результатов. Шахматный турнир Отличительные особенности: привлечение для занятий детей разных лет обучения, обладающих высоким уровнем навыка игры в шахматы. Форма занятий. Групповые. Принципы. Доступность, наглядность, индивидуальность, коллективность, сотрудничество, уважение, разумная требовательность. Количество часов по программе – 72. Пояснительная записка
Прогнозируемые результаты Сформированность системы знаний об игре в шахматы Владение практическими навыками игры в шахматы на доступном уровне Развитие познавательных способностей Положительная динамика формирования эмоционально-волевой сферы Повышение уровня коммуникативной культуры детей
Правила игры : изучение названий фигур, правил их расположения, взятия, видов положения « ничья » и т. д. Правила посадки во время игры, расположения фигур на шахматной доске, правил их передвижения Простейшие окончания : стадии игры, выбор хода при каждой стадии. Некоторые основные понятия : изучение терминов, их применение во время игры. Как начинать партию : представление о правилах начала партии, тренировка. Короткие партии и ловушки : виды и возможности ловушек, использование их при игре, беспроигрышный ход. Миттельшпиль : изучение и отработка основных комбинаций игры. Эндшпиль : важность пешки, беспроигрышные ходы пешкой Шахматная композиция : задачи и этюды Дебют : понятие дебюта, классификация, обучение дебюту Игровая деятельность : турниры Содержание программного материала
Методическое обеспечение Формы занятийЗанятие. Занятие – игра. Турнир. МетодыИгровые, показ и объяснение. Практические методы. Репродуктивные ( выполнение по образцу ). Дидактические материалы Шахматные наборы. Магнитная доска. Наглядные пособия в виде фигур. Схемы ходов. Формы подведения итогов Турниры