Наш Акмулла Мифтахетдин Акмулла МБОУ СОШ с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Выполнил : Ученик 8 класса МБОУ СОШ с. Николаевка Нугманов Марат
Мифтахедин Акмулла родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Ельдарской волости (ныне Миякинский район ) Белебеейского уезда Уфимской губернии. Начальное образование получил в деревне Ябалакмак,далее учился в Менеузтамакском и Анясовском медресе,в Стерлибашевском медресе,затем отправился в Оренбург,Троицк,учился и преподавал сам.
При жизни Акмуллы была издана всего одна книга Память Шигабутдина Марджани,которую издали в Казань в 1892 году.В 1904 году был опубликован сборник стихотворений, написанных а тюрьме города Троицка. Далее оба сборника переиздаются в одной книге Память Марджани и другие стихи.
Впервые в советское время поэтический сборник Акмуллы ( Улендер жийнагы)вышел а Алма- Ате в 1935году. В основе идейно – эстетических взглядов Акмуллы лежит признание непримиримой враждебности разума и темноты, просвещения и невежества. До Г.Тукая и М.Гафури он был самым значительным поэтом.
Впервые в поэзии Акмуллы просветительские идей обрели законченность ясно сознаваемый программы. Акмулла, следуя за Марджани, мечтал об очищение ислама от фанатизма, о замене невежественных мулл просвещенными. Акмулла рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений сравнительно доступный, сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для письма того времени.
Наиболее привлекательной чертой поэзий Акмуллы является глубина содержания и образованность мысли, точность и афористичиности языка, В поисках художественных образов он больше и лучше всех обращался к народному быту, к миру растений и животных, широко использовал фольклорные изречения. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Доведенные до совершенства стихи, меткость слова, талант импровизатора, глубина мыслей послужили тому, что в конце 19 века не было равных Акмулле.
Творчество Акмуллы имело определенное влияние на дальнейший ход развития башкирской, казахской и татарской литературы. Его воздействие испытали Тукай и Гафури, Бабич и Кудаш. За всё свою жизни Акмулаа принёс много перемен народу и помог им полюбить литературу. Акмулла умер 8 октября 1895года и был похоронен на Миасском кладбище.
«Башкорттарым, укыу, кэрэк, укыу кэрэк!» - «Башкиры мои, нам нужно просвещение!» - с этим призывом Акмуллы башкирский народ встретил XX век. Эти идеи остаются крайне актуальными и для XXI века, для нового тысячелетия.