Возможности применения нарративного подхода к консультированию в системе образования Москвичев Вячеслав, Центр «Перекресток» МГППУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарративная практика как социально- психологическое консультирование и работа с сообществами Малышева Н.Г.
Advertisements

1 Нарративная работа с конфликтами и проблемами – нарративные практики Школа по методологии «Технологии мышления: проблематизация». Светлогорск, 2010.
Авторский вебинар ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖАМ ЧТО НАДО ЗНАТЬ И СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СТАРТОВАТЬ В ПРОДАЖАХ УСПЕШНО ПРОЕКТ «Школа профессионального развития женщин Нижегородской.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, Эпиграф: "Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Семейные ценности в современном обществе Учитель истории и обществознания Севумян Г.М.
Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
Вид конкурса Б «Проект, направленный на развитие образовательной среды на основе компетентностного подхода» Тема конкурса «Стратегический менеджмент общеобразовательного.
Подростки: проблемы в семье и возможности помощи Павловский Арсений, MSW Sociālo pakalpojumu aģentūras Izglītības centrs Rīga, 2014.
Семейные ценности в современном обществе. ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; -
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Толерантность: определение, признаки, классификация.
Учебная деятельность школьников Значение мотивации в учебе Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься Китайское изречение.
Транксрипт:

Возможности применения нарративного подхода к консультированию в системе образования Москвичев Вячеслав, Центр «Перекресток» МГППУ

Нарративная метафора Рождение Время Настоящее

Майкл Уайт ( ) Жил и работал в Аделаиде, штат Южная Австралия. Работал социальным работником в детской психиатрической больнице. В 1983 году стал со-директором Далвич-центра. 15 января 2008 года основал собственный центр. Автор нескольких книг и множества статей по нарративному подходу.

Написав книгу «Нарративные средства достижения психотерапевтических целей» Девид Эпстон и Майкл Уайт открыли историю нарративного подхода Дэвид Эпстон – новозеландский семейный психотерапевт, названый брат Майкла Уайта.

Бейтсон Грегори (9 мая июля 1980) британо - американский антрополог, учёный, исследователь вопросов социализации, лингвистики, кибернетики, работы которого затрагивают широкий спектр дисциплин. Его идеи вдохновляли М.Уайта в начале профессионального пути…

Нарративную метафору Майкл Уайт позаимствовал у Джерома Брунера (род и еще вполне бодр!)

Мишель Фуко ( ) – Французский философ, теоретик культуры. Идеи дискурса и вопросы «власти знания» в обществе, поднятые Фуко, занимают важное место в нарративном подходе.

Структурализм и постструктурализм Структуралистский взглядПост-структуралистский взгляд Стремится к классификации индивидуальностей в в терминах общих классов или типов. Стремится к выделению специфических деталей идентичности человека Ценится экспертное знание (Эксперты обладает властью определять идентичность людей. Они больше знают о личности человека чем сам человек) Ценится частное знание. (У людей есть власть определять себя основываясь на своих собственных деталей своих собственных жизней.) Поверхностные феномены служат ключом к глубинной идентичности. Только специалисты- эксперты обладают властью для точного распознавания ключей к поверхностным явлениям. Индивидуальные жизни интерпретируются и оцениваются в соответствии с правилами и нормами. Поверхностные феномены являются единственным, что мы можем действительно знать. Каждый из нас обладает властью интерпретировать поверхностные феномены. Индивидуальные жизни обладают ценностью и интерпретируются в терминах воплощаемых исключений и возможных ожиданий. Эксперты обладают властью приписывать значение человеческим историям, «расшифровывая» формулы, лежащие в основе их структуры. Люди обладают властью конструировать значение своих жизней, которые они проживают, рассказывают, вспоминают вместе с другими. Ценно «тонкое» заключение (например – диагноз) Ценно «Плотное» (насыщенное) описание (например – история)

Отличие категорий идентичности в структурализме / постструктурализме Мотивы Побуждения Потребности Черты характера Склонности Характеристики Свойства Расстройства/ нарушения Надежды Желания Мечты Ценности Замыслы, идеи Принципы Умения Принятые обязательства

Возможные цели нарративной терапии Помочь людям в определении предпочитаемых способов жизни и взаимодействия с собой и другими Создать пространство для развития предпочитаемых историй Поддержать в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь, стать в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни Содействовать ее воплощению человеком в отношениях с другими людьми, через объединение людей в сообщества заботы и поддержки

Основные техники нарративного подхода Экстернализующая беседа Беседа, направленная на восстановление авторской позиции (re-authoring) Беседы, направленные на восстановление участия (re-membering) Церемония принятия самоопределения (Definitional Ceremonies) Беседы, выделяющие уникальные эпизоды (Highlight Unique Outcomes) Беседа об отсутствующем, но подразумеваемом Беседа о чувстве личной несостоятельности Создание документов

Карта экстернализующей беседы Обоснование оценки Оценка эффектов проблемы Обозначение эффектов проблемы Конкретное, близкое к опыту обсуждение и определение проблемы Знакомо и понятно Возможно узнать Время в минутах Какова проблема? Как она выглядит? Как вы ее ощущаете? Где, в каких сферах жизни проявляется проблема? Как она влияет на ваши отношения? Каковы ее возможные цели и дальнейшее развитие? Как вы относитесь к этим проявлениям? Это хорошо или плохо для вас? Какова ваша позиция в этом? Почему это хорошо/плохо для вас? Почему вы испытываете такие чувства? Как получилось, что вы занимаете такую позицию?

Карта беседы направленной на восстановление авторской позиции Ландшафт идентичности Достигнутое понимание Понимание соответствия ценностям Внутренний смысл Осмысление, осознание, знания Ландшафт действия События Обстоятельства Последовательность событий Время Сюжет Отдаленное прошлое Недавнее прошлое Настоящее Ближайшее будущее

Карта работы с внешними свидетелями 1.Слова, фразы, моменты – высказанное человеком, которое затронуло свидетеля лично, запомнилось ему. (Что показалось особенно важным для вас в рассказе? Какие слова запомнились, откликнулись? ) 2.Образ: метафора, ассоциация. То, что возникает у свидетеля по ходу и в результате рассказа. (Какой образ порождают эти моменты, которые вы выделяете в рассказе ? И что этот образ, как вы предполагаете (фантазируете),мог бы говорить о ценностях рассказчика?) 3.Личная значимость для свидетеля. (Почему вас лично привлекли эти слова и выражения? Как это связано с вашим личным опытом, переживаниями? Что это высвечивает в вашей личной истории? ) 4.Изменения произошедшие со свидетелем в результате прослушивания этой истории. (Какие мысли и идеи у вас появились? Какие чувства? Как вы сейчас смотрите на свою жизнь, на свои планы? Чтобы у вас не появилось, если бы вы не услышали этой истории?)

Ресурсы по нарративной практике материалы с которых, в том числе, помогли в создании данной презентации Сайт, созданный Дарьей Кутузовой, с наибольшим количеством качественных материалов по нарративной практике на русском языке: Сайт Центра нарративной психологии и практики, организованного Натальей Савельевой, Екатериной Жорняк и Екатериной Дайчик: Сайт Далвич-центра, созданного Майклом Уайтом, основателем нарративного подхода, и его женой Шерил Уайт, Сайт организованный и поддерживаемый вторым со-основателем нарративного подхода Дэвидом Эпстоном. Институт нарративной терапии (Англия), проводит программы подготовки нарративных терапевтов, объединяет ведущих практиков Англии, двое из которых – Сара Уолтер и Хью Фокс уже побывали в России: Эванстонский центр семейной терапии, созданный Джилл Фридман и Джимом Комбсом, авторами первой книги по нарративной терапии, изданной на русском языке: Центр «Перекресток», в котором работают специалисты, работающие с подростками и их семьями в духе партнерства и сотрудничества, используя в том числе и нарративный подход, удивительно созвучной развиваемому в «Перекрестке» восстановительному подходу: Электронный адрес Вячеслава Москвичева: