ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна
Нормативно-правовая и методологическая основа Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
На что программа направлена Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально- педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа духовно-нравственного развития (8 разделов) В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества
Второй раздел Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание нравственных чувств и этического сознания воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Третий раздел В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
Пятый раздел В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
Шестой и седьмой разделы В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся. В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В области формирования личностной культуры формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше» формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести В области формирования личностной культуры
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам В области формирования личностной культуры формирование нравственного смысла учения Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата
формирование основ российской гражданской идентичности В области формирования социальной культуры пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре формирование патриотизма и гражданской солидарности развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем укрепление доверия к другим людям
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им В области формирования социальной культуры становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России
формирование отношения к семье как основе российского общества; В области формирования семейной культуры формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные направления воспитания
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
Принципы организации содержания духовно- нравственного развития и воспитания Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъективности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания