Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Advertisements

МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Материальная база Педагогические кадры Учебный процесс Творческая группа учителей ИКТ Дополнительное образование Социальные проекты учащихся и учителей.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
LOGO Формирование информационно- коммуникационной компетентности преподавателя колледжа Методист СПб КИТ Сибирева С.А. Санкт-Петербург 24 января 2012.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г.Гегель Огольцова Н.Н., к.п.н., декан.
Роль структурного подразделения «Центр информатизации» в развитии образовательной системы Центрального района Кириллова Т. О. заместитель директора по.
Информационная среда начальной школы на примере МБОУ «Артинский лицей», п.г.т. Арти Свердловской области Выполнила Кашина Галина Георгиевна, заместитель.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов,
Информационно - ресурсное обеспечение модернизации образования в РФ Презентацию подготовил : зам. по информатизации МБОУ Горковская сош, Сорокина Ю. И.
Методическое сопровождение информатизации образовательно- воспитательного процесса и управленческой деятельности Зам. директора по УВР : Шишкова Г.А.
Подходы к формированию ИКТ-компетенций педагогов Территориальный ресурсный центр информационной и научно-методической поддержки образования Усольского.
МОУ «Преображенская СОШ» Программа информатизации школы на 2010 г. – 2012 г.
Развитие единого информационного пространства системы образования города Перми.
Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения директор ГБОУ СОШ 324 Петрук Д.А. Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения.
Структура подразделений информационного обеспечения университета Курсы повышения квалификации уполномоченных по информатизации Волгоградского государственного.
Транксрипт:

Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации Казанского государственного университета

Информационная культура: определение Информационная культура преподавателя вуза - это мера и способ творческой методологической самореализации личности в разнообразных видах информационной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, передачу и создание информационных педагогических ценностей и технологий

Информационная культура как феномен Как качество личности преподавателя вуза; Как условие и предпосылка эффективной преподавательской деятельности ; Как обобщенный показатель информационной профессиональной компетентности преподавателя; Как цель профессионального самосовершенствования

Уровни развитости информационной культуры преподавателя вуза: показатели Методология информационного мышления: наличие и глубина. Информационное мышление как нестандартное мышление, позволяющее использовать ИКТ, ориентированное на поиск проблем и исследование их содержания на основе информационной компетентности Умение применять такую методологию в практической педагогической деятельности – информационная методология владения информацией как инструментом решения проблем

Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса. Образовательный процесс в данном контексте должен базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий. ИКТ позволяют развиваться различным формам образования и осуществлять его дистанционно.

Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности - 2 Многоуровневый характер информационной культуры создает предпосылки для структуризации информационно-культурного пространства вуза. Выделяются уровни ИКТ-компетенции: 1.Организационно-образовательный (субъекты: ППС - обучающиеся). 2.Корпоративно-управленческий (субъекты:администрация, включая топ-менеджмент – учебные и научно-исследовательские подразделения). 3.Обслуживающий (субъекты: вспомогательные структуры). Системность и целостность образовательного процесса требует системности и целостности ИКТ – создания инфраструктуры поддержки информационной культуры вуза и преподавателя.

Процессы совершенствования информационной культуры преподавателя в вузе Непрерывное повышение квалификации в области ИКТ; Поддержка мотивации к образованию и самообразованию в области ИКТ ППС; Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования информационных ресурсов вуза, техническое сопровождение ИКТ; Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности с использованием ИКТ; Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса на базе ИКТ

Слагаемые информационной культуры ППС (уровни) Уровень 1 –компьютер и периферийное оборудование: -прикладное программное обеспечение на уровне пользователя; -коммуникационные средства на уровне пользователя; -различные медиа-ресурсы и их использование; -нормы работы с информацией; -нормы и правила безопасности работы с компьютером, включая формирование и использование АРМ (автоматизированного рабочего места) Уровень 2 – разработка и использование ИКТ- образовательных технологий по профилям: -предметно-образовательный профиль; -дистанционно-методический; -информационно- методический; -административно- образовательный; -мультимедийный

Предметно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты организации образовательной деятельности; Инструменты поддержки творчества преподавателя и студента в образовательной деятельности; Инструменты электронного обучения (электронные журналы, электронные рабочие планы и пр.); Инструменты сетевого взаимодействия; Инструменты дистанционного обучения; Инструменты электронной диагностики образовательного процесса

Дистанционно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты подготовки модулей для дистанционного образования; Инструменты сопровождения обучающегося в системе ДО; Инструменты взаимодействия с обучающимися в сети; Инструменты диагностики; Инструменты создания и работы с ЭОР в ДО; Инструменты методического взаимодействия в сети Интернет

Информационно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты работы с методическими материалами - архив, УМК; Инструменты работы с методической почтой; Инструменты взаимодействия с сетевым методическим сообществом; Инструменты информационной поддержки образовательных и научно- исследовательских проектов в сети Интернет

Административно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Менеджмент информационных проектов как образовательных, так и административных; Менеджмент качества информационной культуры преподавателя вуза; Менеджмент сообществ (ассоциации, партнерства и пр.) преподавателей вуза; Менеджмент профессионального взаимодействия преподавателей

Мультимедийный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты разработки и внедрения в образовательный процесс ЭОР; Инструменты доступа к депозитарию электронных учебных материалов; Инструменты доступа к электронному каталогу учебных изданий; Инструменты создания образовательных порталов; Инструменты создания электронной системы хранения и использования образовательных материалов (в том числе электронные кабинеты, электронные кафедры, электронные советы и т.д.)

Публикации в Интернете как репрезентация информационной культуры преподавателя вуза Эффект 1. Создание личного Интернет- пространства преподавателя как инструмент образовательной коммуникации Эффект 2. Реализация потребностей самопрезентации в Интернет- пространстве с использованием механизма рефлексии. Эффект 3. Демонстрация высокого уровня доверия электронной аудитории и желания овладеть ее вниманием

Виды публикаций в Интернете преподавателей вуза как репрезентация информационной культуры Методические материалы, включая учебные рабочие планы, программы дисциплин и рекомендации по подготовке – 75-82% из общего числа публикаций. Личные резюме – 60-71% из общего числа публикаций. Электронные портфели – электронные сборники научных и научно-популярных, а также публицистических работ, включая тексты лекций, отрывки из монографий, диссертационных и иных научных работ – 40% из общего числа публикаций. Диагностический материал – 29% из общего числа публикаций.

Электронное обучение и информационная культура Уровень информационной культуры преподавателя вуза прямо пропорционален заинтересованности в разработке и внедрении программ электронного обучения, так как это способствует реализации основных информационных компетенций преподавателя