Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации Казанского государственного университета
Информационная культура: определение Информационная культура преподавателя вуза - это мера и способ творческой методологической самореализации личности в разнообразных видах информационной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, передачу и создание информационных педагогических ценностей и технологий
Информационная культура как феномен Как качество личности преподавателя вуза; Как условие и предпосылка эффективной преподавательской деятельности ; Как обобщенный показатель информационной профессиональной компетентности преподавателя; Как цель профессионального самосовершенствования
Уровни развитости информационной культуры преподавателя вуза: показатели Методология информационного мышления: наличие и глубина. Информационное мышление как нестандартное мышление, позволяющее использовать ИКТ, ориентированное на поиск проблем и исследование их содержания на основе информационной компетентности Умение применять такую методологию в практической педагогической деятельности – информационная методология владения информацией как инструментом решения проблем
Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса. Образовательный процесс в данном контексте должен базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий. ИКТ позволяют развиваться различным формам образования и осуществлять его дистанционно.
Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности - 2 Многоуровневый характер информационной культуры создает предпосылки для структуризации информационно-культурного пространства вуза. Выделяются уровни ИКТ-компетенции: 1.Организационно-образовательный (субъекты: ППС - обучающиеся). 2.Корпоративно-управленческий (субъекты:администрация, включая топ-менеджмент – учебные и научно-исследовательские подразделения). 3.Обслуживающий (субъекты: вспомогательные структуры). Системность и целостность образовательного процесса требует системности и целостности ИКТ – создания инфраструктуры поддержки информационной культуры вуза и преподавателя.
Процессы совершенствования информационной культуры преподавателя в вузе Непрерывное повышение квалификации в области ИКТ; Поддержка мотивации к образованию и самообразованию в области ИКТ ППС; Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования информационных ресурсов вуза, техническое сопровождение ИКТ; Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности с использованием ИКТ; Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса на базе ИКТ
Слагаемые информационной культуры ППС (уровни) Уровень 1 –компьютер и периферийное оборудование: -прикладное программное обеспечение на уровне пользователя; -коммуникационные средства на уровне пользователя; -различные медиа-ресурсы и их использование; -нормы работы с информацией; -нормы и правила безопасности работы с компьютером, включая формирование и использование АРМ (автоматизированного рабочего места) Уровень 2 – разработка и использование ИКТ- образовательных технологий по профилям: -предметно-образовательный профиль; -дистанционно-методический; -информационно- методический; -административно- образовательный; -мультимедийный
Предметно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты организации образовательной деятельности; Инструменты поддержки творчества преподавателя и студента в образовательной деятельности; Инструменты электронного обучения (электронные журналы, электронные рабочие планы и пр.); Инструменты сетевого взаимодействия; Инструменты дистанционного обучения; Инструменты электронной диагностики образовательного процесса
Дистанционно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты подготовки модулей для дистанционного образования; Инструменты сопровождения обучающегося в системе ДО; Инструменты взаимодействия с обучающимися в сети; Инструменты диагностики; Инструменты создания и работы с ЭОР в ДО; Инструменты методического взаимодействия в сети Интернет
Информационно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты работы с методическими материалами - архив, УМК; Инструменты работы с методической почтой; Инструменты взаимодействия с сетевым методическим сообществом; Инструменты информационной поддержки образовательных и научно- исследовательских проектов в сети Интернет
Административно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Менеджмент информационных проектов как образовательных, так и административных; Менеджмент качества информационной культуры преподавателя вуза; Менеджмент сообществ (ассоциации, партнерства и пр.) преподавателей вуза; Менеджмент профессионального взаимодействия преподавателей
Мультимедийный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты разработки и внедрения в образовательный процесс ЭОР; Инструменты доступа к депозитарию электронных учебных материалов; Инструменты доступа к электронному каталогу учебных изданий; Инструменты создания образовательных порталов; Инструменты создания электронной системы хранения и использования образовательных материалов (в том числе электронные кабинеты, электронные кафедры, электронные советы и т.д.)
Публикации в Интернете как репрезентация информационной культуры преподавателя вуза Эффект 1. Создание личного Интернет- пространства преподавателя как инструмент образовательной коммуникации Эффект 2. Реализация потребностей самопрезентации в Интернет- пространстве с использованием механизма рефлексии. Эффект 3. Демонстрация высокого уровня доверия электронной аудитории и желания овладеть ее вниманием
Виды публикаций в Интернете преподавателей вуза как репрезентация информационной культуры Методические материалы, включая учебные рабочие планы, программы дисциплин и рекомендации по подготовке – 75-82% из общего числа публикаций. Личные резюме – 60-71% из общего числа публикаций. Электронные портфели – электронные сборники научных и научно-популярных, а также публицистических работ, включая тексты лекций, отрывки из монографий, диссертационных и иных научных работ – 40% из общего числа публикаций. Диагностический материал – 29% из общего числа публикаций.
Электронное обучение и информационная культура Уровень информационной культуры преподавателя вуза прямо пропорционален заинтересованности в разработке и внедрении программ электронного обучения, так как это способствует реализации основных информационных компетенций преподавателя