Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает» (5 класс)
Цели: - выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки; - формирование навыков выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом; - воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
Подумай и ответь… - В чем смысл сказки «Чего на свете не бывает?» К какому виду сказок она относится? - О чем рассказывают бытовые сказки? - Что мы узнаем о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?
Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый-пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает»?
МужикБарин Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю. Может, это и бывает, то я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает! Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси. Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит. Ну, - говорит, - это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся. Наскажу, - думает, - ему всякой всячины; может, что и небывальщины будет. Ну, что хорошенького скажешь? Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку. Повидался с ней, детками и к твоей милости воротился. Как же ты, мужичок, не убился? Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!
Задание по вариантам 1 вариант - Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? 2 вариант - Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о характере героя?
Подумай и ответь… - Почему барин решил пошутить над мужиком? - Как мужик воспринял приказ барина? - Каким был первый ответ мужика? - Почему барин не принял этот ответ? - Почему мужик поверил барину? - Почему мужику всё-таки удалось перехитрить барина?
Выразительное чтение фрагмента от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.
Подумай и ответь… - Что такое фольклор? - Почему мы называем его устным народным творчеством? - Были ли авторы у фольклорных произведений? - Что такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете?
Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…» «Волк и Лиса»
Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Гуси-лебеди» «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»
Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Царевна-лягушка» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»
Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету».
Домашнее задание Прочитать сказку «Падчерица». Индивидуальное задание: 1. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой». 2. Нарисовать героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации. 3. Прочитать русскую народную сказку «Морозко» и пересказать её. 4. Прочитать сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и пересказать её. 5. Подготовить сообщение о русском художнике И.Я.Билибине.