Основы информационной культуры школьника Программа для учащихся 5-6 классов Составитель программы: Бединская Е.А.
Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Введение. 5 класс Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.
1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранении информации (прошлое, настоящее, будущее ) История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
2. Основные знания о книге (структура). Основные знания о других носителях информации. Основные информационные центры. Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые). Практические занятия.
3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.
4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.
5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).
6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.
Итоговое занятие Последнее занятие проводиться в виде интеллектуальной игры. Выявляются знания полученные в ходе занятий.
Тематический план курса Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. тестированием
Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б
Вопросы тестов ТЕСТ 4 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» Новые носители информации. 1. Собрание различных носителей информации носит название: а) библиотека; б) архив; в) медиатека. Ключ к тесту: 1 В. 2 А. 3 А. 4 Б. 5 Б, В. 6 В.
Вопросы тестов ТЕСТ 7 по теме: «Методы работы с книгой» 2. Справочная литература нужна для того, чтобы: а) выполнять задания учителя; б) развивать свои знания и интересы; в) для свободного чтения. 5.Орфографический словарь помогает ученику а) правильно поставить ударение; б) правильно написать слово; в) определить падеж и род. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А, Б. 3. Б. 4. Б. 5. А, Б. 6. А, Б. 7. Б. 8. Б. 9. Б. 10. Б.
Творческий коллектив В основу программы легли результаты исследований преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ. «Информационная культура личности: диагностика, технология,формирование: Учебно-метод. пособие. Ч.1,2. Н.И.Гендина Профессор, доктор педагогических наук, Г.А.Стародубова Доцент, кандидат педагогических наук Н.И.Колкова Доцент, кандидат педагогических наук
Заключение Предложенный курс позволяет полнее раскрыть способности школьников к учебе, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
Об авторе программы Бединская Елена Алексеевна Зав.библиотекой школы 37 г.Ленинск-Кузнецкий. Окончила в 1984 году Кемеровское Культурно- просветительное училище. Окончила в1992 году Кемеровский Государственный институт культуры и искусств по специальности библиограф детской литературы. С 2000 года работает по программе «Основы информационной культуры» утвержденной НМЦ Управления образования г.Ленинска- Кузнецкого.
Приглашаем к сотрудничеству г. Кемерово Ул. Ворошилова д.17 Кемеровская государственная академия культуры и искусств Проректору по научной работе Гендиной Н.И. Кемеровская область Г. Ленинск-Кузнецкий Ул. 7 ноября 1 А Школа 37 Бединской Е.А.