Историческая психология Алексей Сергеевич Обухов
Лекция 1. Историческая психология как междисциплинарное научное направление Жизнь человека и развитие человеческой культуры проистекает в исторически обусловленных реалиях. Большинство феноменов как индивидуальной человеческой психики, так и социально-психологические, социокультурные, этнопсихологические невозможно понять и интерпретировать вне конкретных исторических контекстов. Помимо индивидуального развития человек непрерывно включен в процессы исторического развития, исторических трансформаций, временную перспективу. Само явление личности человека – факт исторического становления культуры. Каждая историческая эпоха складывала специфическую ей ментальность.
Исторические трансформации, события, исторически обусловленные изменения реалий бытия человека – все это влияло и определяло развитие психики человека, особенностей его личности, сознания и самосознания. Процессы и феномены развития и бытия личности всегда имеют историческую обусловленность. Индивидуальное сознания каждого человека включает в себя историческое сознание, психологические время и другие исторические и временные координаты. Понимание человека, различных психологических проблем и феноменов вне исторических контекстов, вне времени, без особенностей восприятия временного движения, вне жизненного пути будет неполным. Знание исторического развития и исторически обусловленных изменений любого психологического явления дает более полное его понимание, способствует приобретению возможности увидеть пути его дальнейшего развития.
Предмет исторической психологии Историческая психология – результат взаимодействия истории и психологии, изменения в характере этого взаимодействия. Исследование личности в контексте времени: филогенеза, историогенеза, онтогенеза. Психологическая картина прошлого. Жизнь и сознание человека в контексте времени. Ментальность исторических эпох.
Основные направления исследований в области исторической психологии : эволюция сознания; ментальность эпох; механизмы преемственности; психические и социокультурные явления в историческом контексте; жизненный путь личности в историко- культурном контексте; психология обыденного сознания в контексте эпохи; историческое сознание; психологическое время личности.
Этапы развития психолого- исторического знания: мифологические и художественные образы прошлого; религиозные, философские, исторические доктрины природы человека; научные реконструкции человеческого прошлого на стыке истории и психологии (общепсихологические и общеисторические изыскания; специальные психолого- исторические изыскания); синтез нарратива и научного объяснения.
Междисциплинарных характер исторической психологии 1. Взаимосвязь истории с психологией; 2. Использует и интерпретирует данные: археологии, палеопсихологии, семиотики, мифологии, культурологии, исторической филологии и лингвистики, исторической этнологии, философии, археографии, социальной психологии, этнопсихологии многих др. научных направлений.
Источниковая база исследований артефакты, изустные предания, мифологические образы и символы, художественная и философская литература, знаковые изобразительные системы, нарративные тексты, бытовая культура, археологические данные, археография, глубинные интервью, рефлексивные методики, лонгитюдные исследования человека в контексте пространства и времени и другие...
Исследовательские подходы: Проблема с системой параметров, критериев и методов фиксации. Качественные и количественные методы в исторической психологии. Экспериментальные исследования и качественные методы изучения психологического времени личности. Построение исследования человека в пространстве времени.
Три плана психического развития человека: Антропогенез – развитие человека как вида (видотипическое поведение) Историогенез (культурогенез) – развитие знаковых систем как орудия психического (социокультурное поведение) Онтогенез – развитие индивидуального человека (индивидуальное поведение)
Структура курса: Историческая психология как междисциплинарное научное направление Зарождение и развитие сознания как одно из направлений исторической психологии Миф и мифологическое сознание Психологическая история эпох Механизмы преемственности и повседневность Историчность психических и социокультурных явлений Историческое сознание и психологическое время личности
Обязательные для конспектирования работы: Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С ); Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406). Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, – С. 28 – 286. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, – 224 с. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, – 720 с. Конспектирование глав 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, – 608 с. Конспект части 1: «Первобытное мышление» – С. 7 – 372. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, – 384 с. Конспектирование главы «Неприрученная мысль» – С. 111 – 336.
Семинар 1. Философские основы исторической психологии Цель: освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления психологических исследований. Основные понятия: исторический и психологический вопрос, история как рассказ о событиях, история и психология, индивидуализм в предании и в истории, душа народа, психология народа (В. Вундт); наука о духе, метод историографии, внутренний опыт, опыт письменного «Я», описательная психологи, психологизация смысловых образований культуры (В. Дильтей); время и бытие, бытие как присутствие во времени, человек в пространстве времени, бытие и сущее, время и временное, эпоха, настоящее, четыре меры времени, со-бытие (М. Хайдеггер); человек и мир, становление бытия во времени и пространстве, время и бренность, время и непрерывность обновления (С.Л. Рубинштейн).
Вопросы для обсуждения: Каковы философские и научные предпосылки развития исторической психологии как отдельного научного направления? На каких основаниях происходит взаимодействие истории и психологии в рамках исторической психологии? В чем особенности методов исследования в исторической психологии? Какие существуют подходы к рассмотрению бытия человека во времени? В чем выражаются основные идеи В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна в отношении рассмотрения человека в пространстве времени (общие позиции и различия во взглядах)?
Литература к семинару: Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, – 160 с. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, – 160 с. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С ); Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406).