Автор: Ковалева Светлана Федоровна Учитель русского языка и литературы МОУ гимназия «Юридическая» учебный год
Проблемно-поисковый подход Создание проблемных ситуаций Формирование учебных проблем Самостоятельный поиск знаний Проверка гипотез Варианты решений Решение проблемных задач
Этапы проблемного обучения Действия учителяДействия ученика Создает проблемную ситуацию Организует размышления над проблемой и ее формулировкой Организует поиск гипотезы Организует проверку гипотезы Организует обобщение результатов и применение полученных знаний Осознает противоречия в изучаемом явлении Формулирует проблему Выдвигает гипотезы, объясняющие явления Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
Последовательно усложняющиеся задания Определите вид данных глаголов Запишите глаголы совершенного и несовершенного вида Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны Найдите наречия, которые пишутся через дефис и объясните написание Определите, где наречие, а где омонимичная часть речи Составьте пары предложений: одно с наречием, пишущимся через дефис, а другое – с омонимичной частью речи.
Поисковое упражнение «третий лишний» «Фонетика»: дуб, зуб, пуп «Словообразование»: стульчик, огурчик, мальчик «Имя существительное»: мозоль, шинель, тюль (род) «Глагол»: решать, читать, решить (вид) «Имя числительное»: третий, трехсотый, трехэтажный
«Я составитель правила» Правило «Деепричастие»Деформированный текст Признаки глагола Признаки наречия Обозначает добавочное действие Не изменяется Образуется от глагола Отвечает на вопросы наречий Имеет вид, возвратность, переходность В предложении является обстоятельством Как я догонял шляпу Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа. Я побежал, догнав ее. Но тут подул ветер, и она обратно слетела. Не успев сделать трех шагов, мне стало плохо. Шляпа улетала, а я сидел спустя рукава. Но тут выручил прошедший. Он подцепил шляпу зонтиком, вручая мне. Я был на седьмом облаке от счастья.
Составление схем и таблиц Разряды союзовН и НН в прилагательных Н в прилагательных НН в прилагательных В суффиксах –ан, - ян, - ин: лебединый, конопляный В суффиксах –онн, -енн: экзаменационный болезненный В словах без суффиксов: зеленый, юный и т.д. В словах от основы на-н+н: машинный, старинный В слове ветреныйВ словах оловянный, деревянный, стеклянный союзы сочините льные соедини тельные Противи тельные раздели тельные подчини тельные Изъясни тельные обстояте льственн ые
Проблемные вопросы Сцена в лесу после венчания Маши и Верейского Роман А.С. Пушкина «Дубровский» Правильно ли Маша сделала, что отказала Дубровскому? Любила ли она его? Кто Маша: жертва своего жестокого, тщеславного отца, жертва обстоятельств и времени или типичная женщина своего века?
Составление диаграммы «Линия жизни Владимира Дубровского» дает повод задуматься о композиции романа, поразмышлять над основными эпизодами Составление диаграмм
Выполнение диаграмм от имени разных персонажей или от имени одного персонажа разными учениками дает возможность сравнить восприятие, понимание произведения, придумать дальнейшее развитие событий Разные аспекты оформления диаграмм
Диаграмма чувств главного героя повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Диаграмма жизни Петра Гринева к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литературоведческое лото
Индивидуальная работа с учащимися