ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С
Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем исходного текста К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К 3. Отражение позиции автора исходного текста К 4. Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме II. Речевое оформление сочинения II. Речевое оформление сочинения К 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения К 6. Точность и выразительность речи
Критерии оценивания ответа задани я С1 III. Грамотность К 7. Соблюдение орфографических норм К 8. Соблюдение пунктуационных норм К 9. Соблюдение языковых норм К 10. Соблюдение речевых норм К 11. Соблюдение этических норм К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Текст Тема и основная мысль текста Текст – это законченное произведение (или его фрагмент), представляющее собой последовательность предложений, слов, образующих сообщение. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль (идея) – то главное, что сказал автор текста.
Проблема и авторская позиция ПроблемаПроблема, поднятая в тексте, - это предмет обсуждения, вопрос, о котором рассуждает автор противоречие между двумя или более вариантами решения. Авторская позиция Авторская позиция - это ответ автора на поставленный им же в тексте вопрос.
Проблема и авторская позиция Чтобы найти проблему, надо Сравнить начало и финал текста – что изменилось (поведение героя, отношение автора и т.п.) Сравнить начало и финал текста – что изменилось (поведение героя, отношение автора и т.п.) Обратить внимание на авторские утверждения (позицию) и уже по готовому ответу задать вопрос, т.е. сформулировать проблему посмотреть, нет ли в тексте прямых вопросов (самый лёгкий вариант, но встречается не всегда)
Критерии проверки Проблема сформулирована – 1 балл Ученик понимает, какую проблему затрагивает автор, умеет обобщать, т.е. за конкретными примерами увидеть более общую проблему Проблема не сформулирована – 0 баллов Ученик не понимает разницы между темой и проблемой, не понял прочитанный текст, не видит разницы между проблемой и авторской позицией
Лексические, лексико- синтаксические маркеры В исходном тексте - вопросительные и (или) восклицательные конструкции, опорные слова В экзаменационной работе - слова проблема, вопрос риторический вопрос, после которого следует расшифровкаВНИМАНИЕ!!! Отсутствие формулировки проблемы ведет к нулевой оценке по следующему критерию!
Комментарий Доказательство существования в исходном тексте сформулированной вами проблемы путь, которым автор (анализируя факты, вспоминая какие-то ситуации или столкнувшись с ними) выходит на проблему путь, которым автор (анализируя ситуацию, опираясь на авторитеты, размышляя о чём-то) идет к решению, формируя отношение к проблеме.
Критерии проверки Выделено всё, что важно для понимания выбранной проблемы Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет Прокомментирована именно та проблема, которая была сформулирована Комментарий основан на исходном тексте
Лексические, лексико- синтаксические маркеры В исходном тексте - размышления, конкретные примеры (воспоминания, цитирование) В экзаменационной работе - оценочная лексика (огорчён, сочувствует, негодует и т.п.) элементы анализа (автор обращает внимание на…) ВНИМАНИЕ!!! Простой пересказ текста и/или большие цитаты недопустимы!
Авторская позиция Ответ автора на вопрос, поставленный в тексте или его части Возможна прямая формулировка, особенно в публицистическом тексте Иногда формируется композицией текста Может быть передана с помощью средств выразительности.
Критерии проверки Дан ответ именно на тот вопрос, который был сформулирован Авторская позиция не искажена Формулировка чёткая, не требующая домысливания или расшифровки ВНИМАНИЕ!!! Отсутствие формулировки авторской позиции, как правило, ведет к нулевой оценке по следующему критерию!
Лексические, лексико- синтаксические маркеры В исходном тексте - Прямой ответ на вопрос (в публицистике) В экзаменационной работе - автор приходит к выводу, автор считает (утверждает) и т.п. ВНИМАНИЕ!!! Отсутствие формулировки авторской позиции, как правило, ведет к нулевой оценке по следующему критерию! Выбор средств выразительности Композиционные особенности
Ваша позиция Ваш ответ на вопрос, поставленный в тексте или его части ВНИМАНИЕ!!! Это переход к «Я»-части вашего текста!
Критерии проверки Дан ответ именно на тот вопрос, который был сформулирован Формулировка чёткая, не требующая домысливания или расшифровки Согласие или несогласие с автором выражено корректно ВНИМАНИЕ!!! Это переход к Я-части вашего текста!
А ргументация Причины, по которым Вы придерживаетесь сформулированной точки зрения Причина – это та идея, которая подтверждает вашу позицию или ее часть. Анализ материала, которым мы доказываем, что такая идея поддерживается не только вами Вывод, соединяющий вашу идею и проанализированный материал. ВНИМАНИЕ!!! Аргументация не должна подменяться примерами
Аргументация Некоторые виды аргументации Ссылка на авторитет (цитирование, ссылка на позицию, описанную в книге ситуацию) Прямое логическое умозаключение Доказательство от обратного Между тезисом (вашей позицией) и аргументом должна быть причинно-следственная связь! ВНИМАНИЕ!!!
Критерии проверки Указаны автор и герой (название) произведения Наличие причинно-следственной связи между вашей позицией и аргументом Логическое умозаключение может быть присоединено при помощи союзов потому что, так как, ведь и т.п. Аргументация не подменяется примерами ВНИМАНИЕ!!! Без аргументации ваше мнение экспертом не учитывается
Лексические, лексико- синтаксические маркеры Аналогичную ситуацию мы видим … и понимаем, что … ВНИМАНИЕ!!! Без аргументации ваше мнение экспертом не учитывается Не случайно имярек (автор) показывает своего героя (имя) … Ведь если …, то …
1 (2). Проблема 1 (2). Проблема (формулируем в вопросительной форме) (ЛМ – вопрос, проблема) 3. Материал 3. Материал для комментария (как автор выходит на проблему?) 3. Материал для комментария (как автор ищет ответ?) 2 (1) Авторская позиция (ответ автора на поставленный вопрос)Авторская позиция (ЛМ – считает, уверен и пр.) согласенНе согласен 4. Ваша позиция (ответ ученика на поставленный вопрос) Второй аргумент (логический) Первый аргумент (литературный)