Коткова Ирина Николаевна учитель географии I категории
путь к успешной социализации и качеству обученности коммуникативные исследовательские Информационно - технологические
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни ; учить приемам осмысленной географической деятельности : поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения ; помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа ; подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Анализ ситуации и постановка проблемы ( Что известно, что неизвестно и что нужно узнать ) Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки. Проверка правильности найденного объяснения ( чаще всего - поиск аналогии )
Принцип свободы выбора. Принцип открытости. Принцип деятельности. Принцип обратной связи. Принцип идеальности
1.Литературный ( специальная литература, материалы периодической печати ). 2. Картографический ( анализ карт ). 3. Статистический ( использование цифрового материала ; графиков, диаграмм ). 4. Визуальное наблюдение.
Метод проектов - это совокупность учебно - познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов, творческих по самой своей сути. Основные этапы деятельности ученика : Выбор темы индивидуальной работы или общего группового проекта Планирование ( подбор источников, составление списка литературы, определение формы представления результатов ). Исследование ( сбор информации, аналитическая работа ). Результаты, выводы Представление результатов ( отчет, доклад, реферат ).
Помогает ученикам в поиске нужной информации Сам является источником информации Координирует весь процесс Поддерживает непрерывную обратную связь Поощряет учеников
Цель : - формирование представлений о численности населения, развитие познавательного интереса к демографическим проблемам региона. Задачи : изучение отдельных региональных демографических аспектов ; самостоятельное получение и углубление демографических понятий на основе самообразования и проведения исследовательских работ.
I. Организационный этап : Знакомство учащихся с проектом Распределение учащихся по группам с учетом их интересов : План работы группы « Демографы »; План работы группы « Статисты »; План работы группы « Мигранты »; План работы группы « Историки ». Теоретический этап работы участников проекта : а ) сбор информации о численности населения, процессах воспроизводства населения ; б ) характеристика историко – географического положения Красносулинского района ; в ) характеристика демографической ситуации в Красносулинском районе. II. Исследовательская деятельность : 1. Исследования, осуществляемые группами Демографы и Статисты а ) изучение численности населения и динамики изменения б ) изучение процессов рождаемости и смертности в Красносулинском районе. 2. Исследования, осуществляемые группой Мигранты. III. Завершающий этап – анализ собранного материала. Определение качества жизни людей данного региона. Составление диаграмм, таблиц, построение графиков, подведение итогов.
Цель : определить численность населения Красносулинского района и проанализировать динамику изменения. Ход работы : По статистическим данным определите численность населения Красносулинского района. Подсчитайте долю населения Красносулинского района в населении Ростовской области. Используя данные таблицы постройте график « Изменение численности населения Красносулинского района » ( масштаб в 1 см -10 тыс. чел ). Сделайте вывод об изменении численности населения и темпах изменения. Сравните с другими городами Ростовской области, используя данные таблицы. Определите возможные причины изменения численности населения Красносулинского района. Рис. 1 Динамика численности населения Красносулинского района а 2 йон Рис. 2 Доля населения Красносулинского района в населении Ростовской области в процентах ( составлена учащимися 9 « б » класса по данным демографического ежегодника, 2008).
Цель : определить и проанализировать показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Ход работы : Используя данные таблицы определите тип воспроизводства населения. Выписать средние показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постройте график естественного движения Красносулинского района. Постройте круговую диаграмму « Доля рождаемости и смертности в численности населения ». Определите систему мер для воздействия на рождаемость в нужном направлении. Придумайте ( вспомните ) лозунг для пропаганды снижения или увеличения рождаемости согласно вашей демографической политике. Предположите возможные варианты развития демографической ситуации. Сделайте вывод о причинах снижения темпов роста численности населения. Нужна ли государственная демографическая политика ? На что она должна быть направлена ? рождённые ; умершие Рис. 3 Доля рождаемости и смертности в численности населения, 2007 г Рис. 4 Естественное движение населения Красносулинского района родившиеся ; умершие
Цель : Определить какие варианты миграций ( эмиграция, иммиграция ) характерны для Красносулинского района. Ход работы : 1. Какие виды миграций наиболее характерны для Красносулинского района. 2. Постройте столбчатую диаграмму « Изменения естественного прироста за счёт миграции в Красносулинском районе » ( масштаб в 1 см – 100 человек ). 3. Каким образом миграции могут оказать влияние на численность населения. 4. Какие проблемы могут быть вызваны миграциями ? Рис. 10 Изменение естественного прироста ( убыли ) за счёт миграции в Красносулинском районе.
Создан образовательный проект исследования населения Красносулинского района, который был использован для проведения факультативных занятий в школе. В ходе реализации проекта была организована исследовательская работа с учащимися 9 « б » класса Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 4 города Красный Сулин. Школьники участвующие в проекте научились : Практически строить диаграммы, таблицы, графики по теме « Население Красносулинского района »; Давать оценку демографической ситуации в районе ; Самостоятельно работать с литературой и другими ( электронными ) источниками информации. В результате проектной деятельности у учащихся наблюдается повышение качества обученности по предмету « География » и активизация познавательной деятельности.
Малахова Юлия ученица 8 класса МОУ СОШ 4 « Демографическая ситуация в Красносулинском районе.»
Варианты изучения темы « Население России» численность – воспроизводство - состав – миграции – размещение - городское и сельское население – люди и труд. Статистические исследования: 1. переписей населения России; 2. своей семьи (рода). состав населения – численность – образ жизни – качество жизни
кол - во человек кол - во детей женщинмужчин Бабушка Дочь ( мама ) Дочь ( я )
мужчины - женщины -
Экологическое состояние основных природных компонентов в Красносулинском районе.
Красносулинский щебеночный завод