«Балабошки» Группа исследователей представляет результаты работы по теме: Развитие речи у дошкольников
В процессе нашей работы мы подбирали упражнения для развития артикуляционного аппарата дошкольника
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков; Совместно с воспитателями работу по формированию осуществляем по двум направлениям: -формирование кинестетической основы движения, - формирование кинетической основы движения.
Упражнения для губ: Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И. Губы нейтральны, как при произношении звука А. Губы округлены, как при О и У.
Упражнения для губ: Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
Упражнения для губ: Артикулирование ряда с плавным переходом: ИАОУ и обратно.
Упражнения для языка. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой»).
Движения нижней челюсти С механической помощью: движения рукой вправовлево, вверхвниз. Активные движенияоткрывание и закрывание рта; щёлкание зубами, удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед зеркалом).
Упражнения для развития движения губ Вытягивание сомкнутых губ хоботком; Вытягивание губрастягивание их в улыбку при раскрытых челюстях;
Упражнения для развития движения губ Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу); Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам;
Упражнения для развития движения губ Прикусывание нижней губы верхними зубами; Вытягивание верхней губы за нижнюю; Вращательные движения губ, вытянутых хоботком;
Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье, боль, радость, гнев, удивление; По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О! АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…); Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями (руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.).
Наши выводы: Используя в практической деятельности такое средство формирования правильного звукопроизношения как артикуляционную гимнастику, Мы убедились, что эффективным средством воздействия на развитие речи является артикуляционная гимнастика. Привлекая детей своей формой, яркими образами артикуляционные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.
Используемые материалы: vospitanie/vygovarivaem-bukvy-l-i-r-ne- obrashchayas-k-logopedu vospitanie/vygovarivaem-bukvy-l-i-r-ne- obrashchayas-k-logopedu dalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04f.shtml obrazovanie/Razvitie-rechi/007-Zvukovaja-kultura- rechi.html obrazovanie/Razvitie-rechi/007-Zvukovaja-kultura- rechi.html