Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную
педагогическая точка зрения низкая организованность учебная рассеянность недисциплинированность снижение интереса к учебе
Психологическая точка зрения повышение ситуативной тревожности снижение самооценки
Понятие школьной адаптации Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности
Этапы адаптации: подготовительный (май, июнь, август); собственно адаптационный (сентябрь-октябрь); постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь).
Виды адаптации: лёгкая адаптация адаптация средней тяжести низкая адаптация дезадаптация
Группы адаптации школьников: 1группа: 56%детей. Адаптационная функция достаточно высокая, дети проходят процесс адаптации в течении первых двух месяцев обучения; Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в основной школе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без особого напряжения выполняют требования учителя. Возникающие трудности нивелируются к концу октября.
Группы адаптации школьников: 2группа:30%детей. Имеют длительный период адаптации. Дети достаточно долго не могут принять учебную ситуацию, нормально общаться с учителями и сверстниками. Они могут играть на уроке, разговаривать с соседом по парте, другими одноклассниками. Эти дети испытывают трудности в освоении учебной программы. Лишь к концу 1-го полугодия реакции этих детей становятся адекватными, и таким образом адаптация возрастает.
Группы адаптации школьников: 3группа: 14%детей. У этой группы социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Эти дети не усваивают учебную программу, проявляют негативные формы поведения, резко проявляют отрицательные эмоции
Индикаторами трудности адаптивного периода являются: чрезмерное возбуждение агрессивность заторможенность депрессия чувство страха нежелание идти в школу быстро нарастающая усталость неприспособленность к предметной деятельности учебного плана неспособность произвольно управлять своим поведением невозможность принять темп школьной жизни школьный невроз негативные поведенческие реакции
Третья группа адаптации школьников: неблагоприятно протекающий период новорождённости дети, перенесшие черепно-мозговую травму часто болеющие дети имеющие нервные расстройства дети группы риска имеющие неблагоприятную семейную обстановку
Негативные проявления у детей в начале 5-го класса: Снижение интереса к учебе Снижение успеваемости Напряженные отношения между детьми. Повышенная тревожность Непредсказуемые реакции Отстранение от взрослых
Факторы, делающие процесс адаптации пятиклассников таким непростым: смена учителя появляется множество разных учителей появление новых предметов новые требования отсутствие постоянного кабинета смена позиции
Трудности адаптации основная причина трудностей в адаптации – нестыковка программ начальной и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят
Основная задача начальной школы: адаптировать ребёнка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать, считать.
основная задача средней школы: ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.
Устами ребёнка… 1.Какие трудности возникли у тебя в 5 классе? Как их удалось преодолеть? Стали больше задавать на дом 24% Стало много учителей 12% Забываю, где какие кабинеты 13,5% Много уроков в расписании 5,4% Трудно переходить из класса в класс Издеваются старшеклассники, думают, что они крутые Не получается установить хорошие отношения с учителем Нет учебников, и они дорого стоят Нет Ангелины Васильевны Преодолевают: Своим умом С помощью родителей Привыкают Занимаются больше Помогают ребята
Устами ребёнка… 2.Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником? Стало больше трудностей Стал старше и умней Всё новое: учителя, ученики, предметы Изменилось отношение к жизни Со мной стали по-другому разговаривать Стало больше самостоятельности и ответственности Стало интереснее учиться Повзрослел Стала получать больше знаний Улучшился уровень самооценки Стали очень интересные уроки Стал очень жестоким
Устами ребёнка… 3.Какие 3 чувства ты испытываешь в школе? Рейтинг чувств Радость 78% Интерес 40% Страх, тревога 28% Грусть, печаль 22% Волнение 11% Усталость 8% Желание учиться 8% Неуверенность 3% Любопытство, одиночество, огорчение 2% Облегчение, когда ухожу из школы
Итоги 1-ой четверти 5-го класса и годовые оценки за 4-й класс классотличникиударники 4-а212 5-а9 4-б29 5-б26
% качества знаний классрусский языкматематика 4-а69,5%78% 5-а45,8%100% 4-б57,8% 5-б55,5%77,7%
Средний балл классрусский языкматематика 4-а3,84 5-а3,54,4 4-б3,63,8 5-б3,74,3
Школьная мотивация учащихся 5-х классов
Адаптация учащихся 5-х классов
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период (5-6 классы)
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Организационные аспекты проблемы Вариант 1. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.
Организационные аспекты проблемы Вариант 2. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Весь внутришкольный контроль (система контроля и оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, система работы с учителями и родителями и т.п.) строится в рамках принятой в начальной школе. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу шестого класса.
Единая «команда» педагогов начальной и основной школы Под «командой» педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, которое характеризуется взаимопониманием, способностью к согласованию своих позиций.
Принципы работы «команды» Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с пятым-шестым классом (или группой классов, или целой параллелью). Учителя 5-6 классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы. В школе должна существовать творческая группа учителей (межпредметное методобъединение)
Принципы работы «команды» Наличие команды педагогов должно дать возможность учащимся выйти за пределы собственно учебной деятельности, создавая общее поле для появления элементов проектной деятельности и социальной практики, применяя внепредметные и надпредметные подходы. Целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства в отрочество. «Ритуальность» такого перехода важна для возникновения нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему
Организационные формы работы «команды» Специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в пятом классе; Проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения; Организация разновозрастного сотрудничества детей 1- 6-х классов с активным участием педагогов как начальной, так основной школ; Система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу; Использование информационных ресурсов и технологий для организации разных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения личностно значимых задач младших подростков.
мероприятия по сопровождению данного периода: Посещение уроков в 4-5 классах; Подготовка и проведение диагностических мероприятий; Выявление группы риска; Посещение родительских собраний; Собеседование с классными руководителями; Подготовка материалов к педагогическим консилиумам Коррекционно-развивающая работа по выявленным проблемам Тренинговые занятия по адаптации
Примерная анкета напутственного письма будущему классному руководителю 5-го класса Всего учащихся в классе Ребята, успешно справляющиеся по всем предметам Нуждаются в углубленном, ускоренном или другом обучении Ребята с хорошими потенциальными возможностями, развивающиеся медленно Учащиеся с учебными затруднениями (причины) Дети с ослабленным здоровьем (требования к рассаживанию слабовидящих, слабослышащих и др.) Леворукие учащиеся (левши) Одаренные, талантливые Ребята из малообеспеченных семей 10.Дети, пережившие горе, стресс (потеря близких, семейные проблемы и др.) 11.Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности 12.Школьники с поведенческими проблемами
Рекомендации классным руководителям 5-х классов: На первом родительском собрании представьте новых учителей, способствуйте установлению контакта родителей с ними. Поддерживайте контакт с родителями учащихся Помогите новым ученикам запомнить фамилии и имена одноклассников и учителей предметников (используйте таблички на парте, визитки и т. п.) Контактируйте со специалистами службы сопровождения и учителем начальной школы Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем учащегося Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.
Рекомендации учителям– предметникам: Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов Дозируйте объем домашних заданий с учетом уровня подготовки учащихся, гигиенических требований возраста Налаживайте эмоциональный контакт с классом Старайтесь выработать и следовать единым требованиям с коллегами Поддерживайте контакт с родителями учащихся Используйте оценку достижений как ориентацию на успех, а не как средство наказания Замечайте положительную динамику в развитии каждого учащегося, сравнивая не Петю с Машей, а Петю вчерашнего и сегодняшнего. Выставляйте отметки с учетом личностных особенностей и достижений каждого учащегося Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса Применяйте методику работы в группах, парах Наряду с отметкой чаще используйте оценочные суждения, систему поощрений Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавая о проблемах ребенка Старайтесь учитывать в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент, особенности восприятия, внимания, памяти, темп деятельности и т. д.
Рекомендации родителям пятиклассника: Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Помогайте ребенку в подготовке домашнего задания, если он просит. При этом не делайте ничего вместо него, делайте вместе с ним! Помогите пятикласснику запомнить имена и отчества новых педагогов. Познакомьтесь с ними, установите контакт. Старайтесь не высказываться при ребенке негативно о школе, об учителях, даже если вам кажется, что для этого есть повод Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья в классе, приглашайте их в свой дом Создавайте ребенку эмоциональный комфорт дома Радуйтесь достижениям своего ребенка вместе с ним. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми. Давайте оценку поступкам ребенка, а не ему самому Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью!
Книги, которые помогают нам: Н. Л. Сомова «В пятый класс – в первый раз» М. Р. Битянова «Работа психолога в начальной школе» М. Р. Битянова «Психологические игры» И. М. Гафурова «Педагогический совет» Г. А. Цукерман «Десяти - двенадцатилетние школьники – ничья земля» Газета «Школьный психолог» « Тест школьной тревожности» Филипса (есть в Интернете)
Тяжёлая адаптация возникает тогда, когда весь комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребёнка. И поэтому мы, взрослые, должны создать все необходимые благоприятные условия для успешной адаптации ребёнка к новым условиям. И самое важное, что сегодня мы можем сделать, это составить план совместной работы учителей начального и среднего звена.
Спасибо за внимание!