О составлении рабочих программ
Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы. Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ. Рабочая программа составляется учителем - предметником по определенному учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми ( или на основе которых ) составлена данная программа.
Структура рабочей программы учебного предмета. Титульный лист. Пояснительная записка. Содержание учебного предмета. Учебно - тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др. Требования к уровню подготовки обучающихся. Описание учебно - методического комплекта. Контроль уровня обученности. Литература и другие средства обучения. Приложения.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса уровень : общеобразовательный Учитель : Иванова Валентина Ивановна Квалификационная категория : первая Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по алгебре для общеобразовательных школ « Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа классы » / авт.- сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, – 63 с. 201… год Рассмотрено на заседании Методического совета МОУ СОШ 2 Протокол _____ от 201…г. Подпись руководителя Согласовано Подпись заместителя директора по УВР __________ Дата___________ «Утверждаю» директор МОУ СОШ 2 Губаревич А.__________ Дата__________
Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя: наименование ОУ; название предмета; класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения); год разработки; гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением; гриф согласования программы с руководителем ОУ; сведения о составителе программы с указанием должности; следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.
Пояснительная записка. В пояснительной записке обязательно следует отразить : нормативную базу преподавания данного учебного предмета ; место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования ; цели и задачи реализации учебного предмета ; роль предмета в формировании ключевых компетенций ; в чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, « скелета » индивидуальность рабочей программы ; межпредметные связи изучения предмета ; особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе ; формы контроля, используемые учителем. При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее : какой раздел дополнен новыми темами ; почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему ; перераспределено количество часов внутри раздела, темы ; изменена последовательность изучения учебного материала.
Содержание учебного предмета. Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта. Порядок записи может быть таким : следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение ; сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению ( дидактические единицы ); прописать виды практических работ ( для каждого предмета – свои ). Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.
Учебно - тематический план. Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно - тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. Так, например, в учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года : для 1 классов - 33 недели ; для 9, 11- ых классов – 34 недели ; для остальных классов – 35 недель.
Календарно - тематический план составляется на основе рабочей программы. В электронном ресурсе « Модель образовательной программы школы » представлено по одному варианту тематического планирования. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий. Структура календарно - тематического планирования есть также в некоторых методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации :
Описание используемого УМК. Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно - методический комплект. Контроль уровня обученности. В данном пункте программы можно перечислить формы контроля ( диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы ), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно - измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
урока Содержан ие урока Виды учебной деятельнос ти Формы урока ЗУНДата УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН : Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения предмета ученик должен знать/понимать………..
Контроль уровня обученности. Формы контроля: диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий.