Системы национальных экзаменов в Российской Федерации В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. О.А. Решетникова заместитель директора РТЦ, к.п.н. Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе оценки качества образования» сентября 2012 года, г. Минск СЕССИЯ 2
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОКО ОСНОВНЫЕ УРОКИ
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ «У богатых свои причуды и … проблемы» 1992 г. Миссия Всемирного банка в России (Стив Хайнеман). Рекомендация по введению независимого стандартизированного экзамена. Работа с Нидерландами (бюро Cross) и Великобританией (Британский Совет).
«НУЛЕВЫЕ» 2000 г. Федеральная программа развития образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ Об утверждении федеральной программы развития образования 2001 г. Концепция модернизации образования РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Что имели? Итоговая аттестация - золотые медалисты Вступительные экзамены в Вузы – «свой абитуриент своими руками» Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (ЦТ)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – осень 2000 г. 1) Формирование команды разработчиков. 2) Формат экзамена. Части А, В и С. 3)Технология (Центр тестирования Минобразования РФ)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – зима гг. 4)Коллегия Минобразования России (декабрь 2001г.) 5)Подготовка КИМов (РАО и Вузы). 6)Поиск добровольцев – регионы (Чувашия, Марий Эл, Саха- Якутия, Самарская область) и вузы. 7)Постановление Правительства РФ от г. 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».
СТАРТ ЕГЭ: февраль - май 2001г. Отработка технологии ежегодной подготовки к проведению ЕГЭ. Принцип обратного счёта. а) согласование работы технологов и разработчиков КИМов, б) тренировки региональных команд, в) оснащение РЦОИ и ППЭ в пилотных регионах, г) нормативное обеспечение: регламенты проведения ЕГЭ, правила проведения выпускных экзаменов, приёма в вузы по итогам ЕГЭ, апелляции …
РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Цели эксперимента : 1)отработка технологии и процедуры проведения ЕГЭ; 2) отработка технологии создания КИМов по всем канонам тестологии; 3) обучение региональных команд.
ИНДИКАТОРЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ГОД Кол-во субъектов РФ Кол-во предметов Кол-во ВУЗов (и филиалов) Все Кол-во ССузов Все Увеличение доступности высшего образования
РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Главный принцип - не ухудшить существовавшее положение выпускников и абитуриентов! Главные правила: Формирование рабочих групп из разномыслящих. Каждый цикл – разбор полётов по гамбургскому счёту и планирование следующего года со всеми участниками. Все изменения на следующий год закреплять до декабря текущего года. Постоянная подготовка и переподготовка кадров. 100 вопросов и 100 ответов для «чайников». Крупные сбои – оперативные пресс-конференции.
УРОКИ Цель: выделить наиболее значимые уроки, извлечённые из опыта построения и реформирования национальной системы оценки качества образования, которые могут быть использованы при проектировании новых направлений реформирования образования.
Урок 1. Политическая поддержка: в принятии решения о проведении реформы, в последовательном отстаивании этого решения на этапе реализации Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ) городских округов и муниципальных районов"
Урок 1. Политическая поддержка При проведении реформы сверху важно: вести целевую работу со стэйкхолдерами на всех уровнях. уделить особое внимание работе с региональной «элитой» (губернаторами, министрами образования).
Урок 2. Шаг за шагом Поэтапное создание устойчивой технологии внешней оценки - один из факторов успеха при введении ЕГЭ. Нужно было время: - для отработки технологии проведения, выявления наиболее серьёзных проблем и затруднений, коррекции структуры и содержания экзамена, - для выращивания региональных команд по проведению ЕГЭ.
Урок 2. Шаг за шагом Сроки эксперимента должны быть разумными. Не следует жить в состоянии перманентного эксперимента. Введя один мощный инструмент ЕГЭ, необходимо создавать систему оценки качества образования, включающую и другие инструменты оценки учебных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и систем.
Урок 3. Общественная дискуссия Умело организованная, широкая и открытая общественная дискуссия – ключевой фактор, без которого невозможно введение масштабных изменений, затрагивающих интересы большого числа общественных и профессиональных групп. Общественная дискуссия должна быть результативной – выявлять реальные проблемы и предлагать варианты их решений.
Урок 3. Общественная дискуссия Одно из основных мероприятий планируемых реформ - проведение общественной дискуссии, работа со СМИ. Организация взаимодействия представителей профессионального сообщества с целью поддержки изменений включает: - активную профессиональную коммуникацию по основным проблемам, - создание открытых площадок для обмена профессиональным опытом педагогов, исследователей, экспертных групп.
Урок 4. Общественный контроль ЕГЭ - процедура оценки с высокими ставками, как для учеников, так и для учителей и школ, работу которых оценивают по его результатам. Система общественного контроля – эффективное средство против преднамеренных нарушений процедуры проведения ЕГЭ и фальсификации результатов. Эффективные методы: -публикации результатов в СМИ (включая случаи нарушений и фальсификаций), -обсуждение результатов с привлечением авторитетных общественных организаций.
Урок 5. Интерпретация результатов Важнейшей проблемой была и остаётся некорректная интерпретация результатов измерений при проведении оценки учебных достижений. Опыт ЕГЭ показал, что зачастую данные экзамена используются для неправомерного сравнения и рейтингования школ и муниципалитетов, без учёта условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений.
Урок 5. Интерпретация результатов Требуется подготовка подробных методических руководств о том: - каким образом должны анализироваться результаты экзамена (или другой программы оценки); - какие решения могут приниматься на основе имеющихся данных; При реализации политических решений следует избегать «простых» сопоставлений ОУ и образовательных систем без учёта контекстных факторов и результатов других измерений и оценок.
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ Совершенствование содержания КИМ (ориентация на компетентности) Введение базового и профильного уровней ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский) Повышение информационной безопасности процедуры экзамена Определение роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Мониторинги!
Единый государственный экзамен Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы (9 класс) в новой форме Особенности организации и проведения экзаменов в России: успехи и проблемы
Начало эксперимента по введению Единого государственного экзамена ЗАДАЧИ: максимальная объективность и независимость процедуры ЕГЭ от любого влияния; информационная безопасность на этапах разработки КИМ, их предъявления участникам ЕГЭ, а также на этапе обработки и проверки результатов; создание единых условий проведения процедуры ЕГЭ и участия в ЕГЭ; организация методического сопровождения процесса подготовки к ЕГЭ всех участников процесса, включая педагогов, будущих участников ЕГЭ, а также организаторов ЕГЭ. Старт – 2001 г.
Объединение двух целей (государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов и вступительные испытания в высшие учебные заведения страны); использование наиболее сложной структуры контрольных измерительных материалов по всем общеобразовательным предметам, включающих задания с множественным выбором, задания, предусматривающие краткий ответ и, ответы в свободной форме (часть С); Особенности Единого государственного экзамена в России
проведение Единого государственного экзамена в «две волны» (с 2008 г. – «три волны»); наличие труднодоступных и отдаленных территорий в более 15 субъектах РФ; законодательно закрепленная необходимость проведения ЕГЭ для всех без исключения выпускников образовательных учреждений РФ, независимо от места их расположения (в том числе – за пределами РФ); наличие 9 часовых зон Особенности Единого государственного экзамена в России
Общие требования к процедуре ЕГЭ Экзамены во всех регионах проводятся в установленные сроки (день, время, длительность); создание максимально комфортных условий для участников ЕГЭ (физическая безопасность, готовность ППЭ); автоматизированное распределение участников и организаторов по аудиториям ППЭ; обеспечение информационной безопасности на всех этапах; документирование всех процессов экзамена (фиксация точного времени начала и окончания процедур ЕГЭ, акты приемки-передачи документов ЕГЭ и др.).
Инфраструктура федерального и регионального уровней организации ЕГЭ
Базовая технология ЕГЭ Бланки ЕГЭ
На пути к оптимальному решению г. – «ручная» сборка и комплектация индивидуальных пакетов участников, тиражирование контрольных измерительных материалов (КИМ) силами ФГУ ФЦТ, С 2008 года – переход на автоматизированную линию тиражирования и упаковки экзаменационных материалов, С 2008 года – отказ от файлового способа обмена информацией между региональным и федеральным уровнями, переход на работу в Единой распределенной базе данных и передачи информации методом репликации данных
Базовая технология ЕГЭ КИМ БР
Технология ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях (ТОМ) Особенности: Заблаговременная передача индивидуальных пакетов с бланками ответов в ТОМ, но не содержащих КИМ; Передача зашифрованных КИМ по защищенным каналам связи в день проведения экзамена (или на эл. носителях); Расшифровка и печать КИМ непосредственно в ППЭ ТОМ перед экзаменом
Технология ЕГЭ в ТОМ для образовательных учреждений, расположенных за пределами РФ (ЗОУ) Особенности: Взаимодействие с Ведомствами (МИД РФ и др) Количество ППЭ в ЗОУ – 60, но разброс «по всему миру» Обработка и проверка результатов осуществляется только на федеральном уровне, созданы специальные федеральные комиссии: экзаменационная, предметная, конфликтная
Проверка части С в регионах Особенности: проверка каждого бланка с ответами на часть С ( 2) осуществлялась двумя экспертами; при расхождении оценивания ответов участника ЕГЭ двумя экспертами в 2 и более баллов бланк ответов направлялся третьему эксперту Технология обработки и проверки ответов на задания части С
ЕГЭ: на пути к доступности и открытости Предоставлена возможность добровольной сдачи ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья; создан институт общественного наблюдения за процедурами экзаменов; в период проведения ЕГЭ открыты «горячие линии»: «специализированные» для региональных специалистов и «общедоступные» для общественности
Количество участников ЕГЭ участников Количество экзаменов экзаменов Количество ППЭ пунктов и аудиторий в них Количество регионов с труднодоступными и отдаленными территориями (на территории РФ) – 18 регионов Количество часовых зон (часовых поясов) - 9 часовых зон (с 2011 г.) Количество привлекаемых к проведению ЕГЭ спец-ов в ППЭ – более чел. Количество экспертов предметных комиссий – чел. Количество привлекаемых общественных наблюдателей - более чел. Особенности ЕГЭ: количественные характеристики Единого государственного экзамена (данные за 2011 г.)
Успехи ЕГЭ Создана действующая инфраструктура федерального и региональных уровней, обеспечивающая проведение экзамена на всей территории РФ; Созданы региональные центры обработки информации и его подструктуры, оснащенные аппаратно-программными комплексами; Подготовлены команды специалистов федерального и регионального уровней, постоянно действует система повышения квалификации; Обеспечены равные условия прохождения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ВУЗы страны для всех выпускников образовательных учреждений; Создан институт общественного наблюдения за процедурами итоговой аттестации и вступительных испытаний в Вузы. Создан первый и самый значимый элемент общероссийской системы оценки качества образования
Проблемы организации и проведения ЕГЭ Случаи нарушения процедуры проведения ЕГЭ: несанкционированное использование доставочных пакетов с экзаменационными материалами; публикации в Интернете; нарушения сроков проверки и выдачи результатов ЕГЭ; попытки необоснованного повышения индивидуального результата при проведении процедуры апелляции Недостаточный общественный контроль процедуры ЕГЭ: пассивный процесс участия в общественном наблюдении; слабая подготовка общественных наблюдателей Отсутствие унифицированного подхода к разработке регионального пакета инструктивных материалов для проведения ЕГЭ: На Федеральном уровне разработан Порядок проведения ЕГЭ – единый для всех регионов, дополнительный пакет инструктивно-методических материалов – на совести каждого региона СЛЕДСТВИЕ: недоверие к информационной безопасности процедуры ЕГЭ
Пути решения проблем: реализованные и планируемые Необходимость законодательного закрепления ответственности всех задействованных в ЕГЭ лиц; принятие дополнительных мер защиты процедуры ЕГЭ на всех этапах; привлечение к контролю за процедурой ЕГЭ структур госбезопасности; унификация требований к форме и содержанию пакета инструктивно-методических материалов ЕГЭ
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме Причины введения новой формы ГИА 9 классов 1) Проведение ГИА за основную школу для выпускников 9 классов в традиционной форме выпускных экзаменов: не обеспечивало принципы независимости и объективности; не позволяло быстро и качественно собрать объективные данные о результатах ; не отвечало условиям единства требований к знаниям выпускников и преемственности на разных ступенях образования; т.е. не в полной мере удовлетворяло принципам построения ОСОКО. 2) Необходимость произведения обоснованного отбора наиболее подготовленных выпускников основной школы к обучению по выбранному профилю в старшей школе.
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме Цель введения ГИА 9 классов в новой форме: создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся 9-х классов, результаты которой: могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы, должны способствовать построению индивидуального образовательного маршрута обучающегося на следующей ступени образования. СТАРТ апробации проведения ГИА в новой форме – 2004 год - 9 субъектов РФ и выпускников; На данный момент – 82 субъекта РФ, более выпускников
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме УСПЕХИ: ГИА 9 классов в новой форме стала вторым по значимости элементом в системе оценки качества образования; разработаны единые для всех выпускников 9 классов стандартизированные измерительные материалы, по структуре аналогичные КИМ ЕГЭ; предоставлена возможность на уровне субъекта РФ проводить сопоставление МОУО по результатам ГИА и отслеживать динамику (но – только в случае унифицированных процедур в муниципалитетах); предоставлена возможность самостоятельного выбора технологической модели проведения процедуры ГИА с учетом территориальных и др. особенностей.
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме ПРОБЛЕМЫ: отсутствие унифицированного подхода к разработке регионального пакета инструктивных материалов для проведения ГИА – степень детализации каждого документа в разных субъектах РФ – разная; некорректное использование результатов ГИА 9 классов (без учета контекстных условий образовательных учреждений); некорректное сопоставление результатов ГИА и ЕГЭ, проводимых в условиях разных с точки зрения обеспечения информационной безопасности процедур; «рейтинги» - риски; «затянувшийся эксперимент»…
ЕГЭ и ГИА 9 классов Разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями управления образованием при проведении итоговой аттестации выпускников 11 и 9 классов установленное «Законом об образовании Российской Федерации» Различия в организации ЕГЭ и ГИА
ЕГЭ и ГИА 9 классов Общие принципы, реализуемые на федеральном уровне: разработка единого комплекта стандартизированных контрольных измерительных материалов (КИМ) для всех субъектов Российской Федерации (части А,В и С); установление «правил игры», контроль за проведением
ЕГЭ и ГИА 9 классов Различия в организации процедур, реализуемые на региональном уровне: произведение работ по тиражированию, комплектации и доставке экзаменационных материалов; организационно-территориальная инфраструктура; подходы к технологическому обеспечению; установление сроков проведения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!