Организационно- содержательная модель внеурочной деятельности в АМОУ СОШ п. Пола
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО) Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
В основе организации внеурочной деятельности в школе лежит ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений области, которое разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Направления внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное Духовно- нравственное Спортивно - оздоровительное Общекультурное Социальное
Задачи обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программы внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное направление: «Развитие познавательных способностей», «Школа развития речи» Социальное направление - «В школу с улыбкой»«В школу с улыбкой» - «Я и моя семья» Ритмика и бальные танцы Хоровое пение Спортивно- оздоровительное направление ОФП Духовно- нравственное Общекультурное направление
Формы деятельности игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско - краеведческая деятельность.
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, социальный педагог, педагог- психолог, педагог дополнительного образования
Организация деятельности Обед
Прогулка
Занятия
Динамическая пауза
Организация деятельности Расписание занятий Кла сс ВремяПонедельникВторникСредаЧетвергПятница Вокальное пение Ханина Е.Д. ОФП Борисова О.Ю. Ритмика и бальные танцы Ханина Е.Д ОФП Борисова О.Ю. ОФП Борисова О.Ю Я и моя семья Иванова Л.С. Мир загадок Зотова Е.Ю Проект «Мой край» Иванова Л.С. Я и моя семья Иванова Л.С Развитие познавательных способностей Зотова Е.Ю Я и моя семья Иванова Л.С. Вокальное пение Ханина Е.Д. Я и моя семья Иванова Л.С. Ритмика и бальные танцы Ханина Е.Д Развитие познавательных способностей Лунева Т.Н ОФП Борисова О.Ю Школа развития речи Лунева Т.Н. ОФП Борисова О.Ю. ОФП Борисова О.Ю. Проект «Наш край» Лунева Т.Н.
Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
+- Дети активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. К концу недели дети проявляют признаков переутомления Многие родители положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей Часть родителей считает, что внеурочные занятия - перегрузка учащихся Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Нет условий для организации групп продленного дня У детей развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение Не всегда своевременно выделялись день на питание
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно- исследовательской работы с учащимися. Выводы